Экзамен по самопознанию
На факультете психологии ВШЭ в рамках магистерской программы «Персонология и экзистенциальная психотерапия» профессор кафедры психологии личности ВШЭ Альфрид Лэнгле провел у студентов 2-го курса необычный для отечественного образования тест — экзамен по самопознанию. А. Лэнгле — об экзамене и о магистерской программе.
— Как можно оценить компетентность магистранта после того, как он прошел обучение на программе «Персонология и экзистенциальная психотерапия»? Каковы критерии оценки готовности к профессиональной деятельности выпускников магистерской программы?
— Специфика оценивания компетенций выпускников программы во многом обусловлена своеобразием подготовки специалистов в области экзистенциально-аналитического консультирования и психотерапии. Магистерская программа — российско-австрийская, и подготовка магистров ведется по программе «Экзистенциальный анализ и логотерапия», которая утверждена австрийским министерством здравоохранения в качестве базиса подготовки экзистенциальных психотерапевтов. По этой, соответствующей международным стандартам программе мы готовим экзистенциальных аналитиков в Европе, Северной и Южной Америке, с 1999 года — в России и с 2009 года — в НИУ ВШЭ в рамках магистерской программы «Персонология и экзистенциальная психотерапия».
Экзистенциальная часть программы включает в себя три направления. Первое — академическое, в рамках которого магистранты осваивают теорию экзистенциальной психологии и экзистенциального анализа, которая имеет прочные корни в европейской философской традиции и культуре. Во-вторых, мы обучаем методологии консультативной работы, которая в экзистенциальном анализе основана на феноменологическом подходе, требующем особого навыка. Феноменологическое восприятие, в том смысле как его описывали Гуссерль и Хайдеггер, — это особый талант, но в тоже время и навык, который требует большой работы над собой. Способность дистанцироваться от собственных установок, мыслей, чувств, способность быть открытым к восприятию того, что идет от другого человека, необходимо тренировать. Этому посвящена третья составляющая профессиональной подготовки экзистенциального аналитика, а именно — практике самопознания.
— В чем заключается специфика подобного формата обучения?
— Самопознание является важным средством обучения экзистенциальному анализу. В процессе самопознания студенты прикладывают значительные усилия для развития собственной личности. Этому уделяется значительное время их совместной работы в рамках большой группы, где изучение основ теории предполагает актуализацию личного жизненного опыта и связанных с ним переживаний. Кроме того, практике самопознания посвящена работа в малых группах, а также в индивидуальных сессиях с сертифицированными экзистенциальными аналитиками — консультантами и терапевтами. Все эти три вида работы — обязательные формы обучения на магистерской программе, благодаря которым студенты получают реальное представление о том, как «работает» данная теория, как может действовать психолог-консультант, используя феноменологический подход. Забота, поддержка, диалогическое общение, непредвзятое восприятие одного человека другим — вот основа для того, чтобы студенты могли развиваться как профессионалы и как личности. Кроме того, на индивидуальных сессиях с опытными специалистами студенты, испытывающие трудности и проблемы, получают специальную поддержку и возможность поработать над собой с помощью методов и техник экзистенциального анализа. Например, в период завершения работы над магистерской диссертацией весьма полезным оказывается метод укреплением воли.
— Что, на ваш взгляд, является условием успешного обучения на программе?
— Прежде всего, это развитая или развивающаяся в процессе обучения способность открыто говорить о себе в группе и быть с собой, стоять за себя — такого, каков ты есть, со своими чувствами, тревогами, переживаниями. Такое предъявление себя всегда имеет резонанс в группе, студенты получают со стороны своих коллег обратную связь. В рамках концепции экзистенциального анализа уважительное внимание, справедливое отношение и признание ценности со стороны других людей являются базовыми внешними предпосылками для формирования гармоничного позитивного взгляда на себя. За счет диалога тот образ «Я», который каждый из нас несет в себе, корректируется и расширяется другими людьми. За эти два года каждый магистрант проходит собственный уникальный путь самопознания, в нем отражается процесс становления личности. Однако для нас это еще и профессиональная процедура — освоение методологии работы экзистенциального аналитика. И именно эту профессиональную компетенцию мы и оцениваем в ходе двухдневного экзамена, который проходит в большой группе, когда все вместе — участники программы и преподаватели — смотрят на степень продвижения каждого студента в самопознании.
Адекватный образ самого себя, умение занимать критическую и одновременно принимающую позицию по отношению к себе — это результат обучения и это условие для дальнейшего профессионального роста в качестве консультанта или психотерапевта.
— Какова процедура проведения такого экзамена? Бывают ли случаи, когда студенты не сдают этот экзамен?
— Я уже говорил о том, что этот двухдневный экзамен необычен по стандартным академическим меркам. Я прошу студентов рассказать о том, какими они видят себя, в чем, по их мнению, они выросли за эти два года, а что остается для них вызовом для дальнейшей работы. Вся работа происходит в поддерживающей, понимающей атмосфере, что дает возможность конструктивно говорить о себе и встречаться с собственным несовершенством. Но все же для магистров это непростой экзамен, после него сложно остаться незатронутым, так как каждый здесь встречается с собой «становящимся» и еще «не ставшим». В идеале за эти два года личность будущего психотерапевта становится более прочной и сильной, и это находит отражение в том, насколько свободно и искренне (прежде всего, перед самим собой) каждый говорит о себе. Способность выпускника адекватно воспринимать самого себя, обходиться с собой — своими достоинствами и слабостями, выдерживать на себе взгляд коллег и преподавателей — это и является критерием успешного прохождения данного экзамена. Основанием для незачета является проявление на экзамене спонтанных защитных реакций или реакции протеста, неспособность вступить в диалог и выдерживать внутреннюю открытость перед другими людьми. В этом году я очень удовлетворен уровнем группы, могу отметить высокий уровень студентов как в профессиональном, так и личностном плане.
— Что необходимо сделать выпускнику, чтобы продолжить профессиональное образование в качестве экзистенциального консультанта или терапевта?
— Выпускники, успешно окончившие магистерскую программу «Персонология и экзистенциальная психотерапия» получают базовый сертификат Международного общества экзистенциального анализа (GLE-International, Вена), что, в свою очередь, является основанием для получения сертификатов Европейской ассоциации психотерапии (EAP) и Международной федерации психотерапии (IFP). Для получения международного диплома психолога-консультанта или психотерапевта выпускнику необходимо предпринять дополнительные усилия, а именно — заниматься реальной консультативной работой с клиентами. Эта работа на первых порах должна обязательно сопровождаться супервизорами — опытными коллегами, имеющими соответствующую подготовку, которые будут помогать начинающим консультантам и психотерапевтам совершенствовать качество их работы.
Людмила Мезенцева, Новостная служба портала ВШЭ
Вам также может быть интересно:
Новая магистерская программа ВШЭ посвящена немецкоязычным странам
В 2020\21 учебном году на факультете гуманитарных наук НИУ ВШЭ откроется магистерская программа «Germanica: история и современность». Она направлена на подготовку специалистов широкого профиля по странам немецкоязычного ареала - Германии, Австрии и Швейцарии. Обучение будет проходить на русском и немецком языках, уровень владения немецким нужно подтвердить при поступлении. Об особенностях программы рассказывает ее академический руководитель Петр Резвых.
ВШЭ и Сбербанк подготовят новое поколение специалистов по анализу финансовых данных
Факультет компьютерных наук НИУ ВШЭ и Сбербанк открывают новую магистерскую программу «Финансовые технологии и анализ данных». 30 лучших абитуриентов, поступивших на программу, смогут обучаться на ней за счет Сбербанка.
«Если ты не владеешь "скрытой" частью программного стека, ты не владеешь ничем»
В 2017 году в Вышке пройдет набор на новую магистерскую программу «Системное программирование». Там будут готовить специалистов, которые занимаются самым сложным и самым важным уровнем программирования. Кого и как будут учить на этой программе, рассказывает ее руководитель Александр Петренко.
Студенты Вышки стали победителями кейс-чемпионата Oliver Wyman Impact 2017
Команда из четырех студентов магистерской программы «Стратегическое управление финансами фирмы» была признана победителем из более чем сотни команд.
«Наши студенты должны осуществить научный прорыв на стыке математики и компьютерных наук»
В 2017 году факультет компьютерных наук НИУ ВШЭ и Сколтех будут вести совместный прием на магистерскую программу «Статистическая теория обучения», которая станет правопреемницей программы «Математические методы оптимизации и стохастики». О научной составляющей новой программы и о возможностях, которые она предоставляет студентам не только магистратуры, но и бакалавриата, рассказывает академический руководитель программы, профессор математических наук университета Гумбольдта в Берлине, Владимир Спокойный.
В Вышке открывается магистерская программа для подготовки профессиональных литераторов
В 2017 году начнется набор на новую магистерскую программу «Литературное мастерство», академическим руководителем которой будет писатель и филолог Майя Кучерская. О том, как учить творчеству и ремеслу в рамках академической программы и где будут работать ее выпускники, она рассказала новостной службе ВШЭ.
Новая магистерская программа предлагает изучать Европу в контексте двух культур
Студенты новой магистерской программы факультета гуманитарных наук НИУ ВШЭ «Культурная и интеллектуальная история: между Востоком и Западом» изучат историю, культуру, традиции Восточной и Западной Европы от средневековья до современности. Набор начнется в 2017 году. Программа предполагает также получение диплома зарубежного университета-партнера.
Умение управлять технологическими инновациями становится самым востребованным навыком
Политика в области науки, технологий и инноваций — это сфера управления, работа в которой требует особых знаний и практики. Специалистов для нее готовят на программе «Управление в сфере науки, технологий и инноваций». 28 июня на программе состоялся первый выпуск. Церемонию вручения дипломов предваряла лекция Рае Квон Чунга, советника генерального секретаря ООН по вопросам изменения климата, члена Межправительственной группы экспертов по изменению климата, удостоенной в 2007 году Нобелевской премии мира.
«Благодаря программе у меня появились более амбициозные планы и более перспективные предложения»
Снимать видеоролики по произведениям классиков, отличать полезную еду от вредной, учиться, отдыхая — этому и многому другому учат школьников проекты студентов магистерской программы «Доказательная образовательная политика». Защита первых студенческих проектов, подготовленных в рамках Проектной мастерской магистратуры, прошла в Институте образования НИУ ВШЭ.
В следующем учебном году в Школе дизайна НИУ ВШЭ обновится формат магистратуры
К программе «Дизайн», которая реализуется сейчас, добавится программа «Коммуникационный дизайн». Внутри учебных процессов также произойдут перемены, а среди профилей магистратуры «Дизайн» появится новый — «Дизайн книги». Руководитель Школы дизайна Арсений Мещеряков рассказал о том, как поделятся бюджетные и коммерческие места, зачем нужен уровень «с нуля», для какого дизайнера в России всегда будет масса работы и как зарабатывать во время учебы.