«Свобода слова — лекарство от лицемерия»
21 ноября в Высшей школе экономики состоялась встреча из цикла «Важнее, чем политика», в которой принял участие известный журналист, главный редактор радиостанции «Эхо Москвы» Алексей Венедиктов.
Тема состоявшейся встречи, организованной Высшей школой экономики и Фондом «Либеральная миссия», — «Свобода слова в кольце компромиссов» — была выдержана от начала и до конца, а ее герой поделился своим видением не только заявленной проблемы, но и какой должна быть журналистика. Алексей Венедиктов и свобода слова в современной России почти синонимы, и, по словам научного руководителя ВШЭ Евгения Ясина, «шевелюра Венедиктова — это символ свободы слова».
«Эхо Москвы» в системе российских СМИ занимает особое положение. Более 60 процентов акций радиостанции принадлежит «Газпрому», но это не мешает журналистам «Эха» следовать изначально заявленным принципам. Как это возможно? По словам Алексея Венедиктова, все очень просто. Есть профессиональные и непрофессиональные медиа. При президенте-премьере Владимире Путине многие журналисты ушли из профессии, многие изменили себе. Но «свобода слова в СМИ — это естественно, как дыхание. Все остальное — компромиссы».
«Когда-то мы для себя решили не думать о том, когда нас прихлопнут, ведь это могут сделать в любое время. Если об этом думать, то будет не до работы», — рассказывает Венедиктов. — Павлу Первому, российскому императору, приписывают фразу: "Дворянин тот, с кем я говорю, и до тех пор, пока я говорю". На «Эхе» есть правила, установленные главным редактором, а все, кто с ними не согласен, могут сделать свое медиа и установить там свои правила. Такая жесткость подчинена только одному принципу: главный человек на радио — слушатель.
Журналисты дают разностороннюю информацию, разные точки зрения, а слушатели вправе из этих ингредиентов приготовить «свой салат». «Почему мы, журналисты, должны определять, что важно, что правильно? Оставим поступать так непрофессионалам. Пусть наш слушатель выбирает», — восклицает главред «Эха Москвы». И далее добавляет, что взгляды у него путаные и сумбурные, и навязывать их он не имеет права.
А чтобы уменьшить влияние на журналистов извне, в устав радиостанции когда-то включили положение, что ее работники не могут быть членами какой-либо партии или политического движения. Тогда, по задумке, не будет других, кроме редакционных, начальников. Кстати, когда Евгений Ясин вошел в совет директоров «Эха Москвы» как независимый директор, он вынужден был приостановить свое членство в «Союзе правых сил».
Но помимо давления политического журналисты могут столкнуться с давлением со стороны друзей или родственников. Студент факультета медиакоммуникаций ВШЭ Никита Лихачев привел пример, когда после публикации в его on-line СМИ статьи, в которой в негативном свете упоминается фирма, в которой работает друг, возникла обида. Каким должен быть выбор в таком случае?
Алексей Венедиктов поделился своим опытом решения подобных дилемм. «У меня есть друзья-оппозиционеры — Борис Немцов и Владимир Рыжков, а есть друзья-министры — Андрей Фурсенко и Эльвира Набиуллина. Если они на что-то обижаются, я могу их пригласить на эфир, пусть говорят, спорят или оправдываются. Но я не могу потакать или угождать им. Я могу идти на поводу только у слушателей, которые хотят получить информацию. Другого выхода я не вижу».
По мнению некоторых участников встречи, свобода слова связана с журналистской объективностью. А. Венедиктов с таким подходом не согласен: человек не может быть объективным, потому что он — субъект. И более того, есть комментаторы-журналисты, которые деньги получают за то, что выражают свое мнение. Другое дело информационная журналистика, которая, конечно, должна стремиться к объективности. Однако полной объективности просто не существует.
В этом смысле главное, по мнению Алексея Венедиктова, возможность сравнивать, черпать информацию из разных источников, думать и что-то решать для себя. «У всех своя правда, а мы лишь даем версии. Люди верят тем, кто им ближе, а не тем, кто говорит правду». В любом случае один источник информации — плохо, даже если это «Эхо Москвы». Должны быть разные СМИ, а выбор — за людьми. В современной России этого нет. Именно поэтому стоит обратить внимание на различные Интернет проекты, поскольку за ними — будущее. Достаточно сказать, что ежедневная аудитория «Эха Москвы» — свыше 900 тысяч, а количество посетителей сайта радиостанции превышает два миллиона.
Что касается компромиссов, то на них, по словам главного редактора «Эха Москвы», приходится идти довольно часто. Один из примеров — история с операцией на сердце Борису Ельцину. Когда была получена и подготовлена к эфиру информация о времени ее проведения, Сергей Ястржембский, тогдашний пресс-секретарь президента, попросил не оглашать время проведения операции. На это в ответ прозвучала просьба о первом вопросе на пресс-конференции после операции. Естественно, Алексей Венедиктов провел «консультации» со знакомыми кардиологами о том, что стоит спросить. Все они в один голос заявили, что самое важное знать, на сколько секунд во время операции было остановлено сердце. Именно этот вопрос и был задан на пресс-конференции. «Поэтому компромисс возможен в том случае, если вы скрываете менее важную информацию, но оглашаете более существенную», — резюмировал А. Венедиктов.
Журналисты, конечно, выполняют определенные функции — информировать, просвещать, развлекать… Но какой-то особой миссии у них, наверное, быть не должно. «Надо просто честно и ответственно работать. Это я вам говорю как человек, не являющийся членом Союза журналистов России. И помнить, что свобода слова — лекарство от лицемерия». И это уж точно важнее, чем политика.
Андрей Щербаков, Новостная служба портала ВШЭ
Фото Никиты БензорукаВам также может быть интересно:
В Вышке связали футболистов: студентка выполнила ВКР в стиле дата-арт
Анна Ивашечкина, магистрантка направления «Современная журналистика» трека «Журналистика данных» факультета креативных индустрий НИУ ВШЭ, выполнила выпускную квалификационную работу (ВКР) в стиле дата-арт. Это направление искусства вдохновляется информационными технологиями, искусственным интеллектом, BigData. Для диплома студентка собрала статистические (и не только) данные о российских футбольных клубах и закодировала их в элементы фигур игроков, которые связала своими руками.
Вышло в свет учебное пособие Института медиа ВШЭ по деловой журналистике
30 марта в Высшей школе экономики прошла презентация учебного пособия «Введение в деловую журналистику». Первое собственное пособие Вышки по данной теме подготовили сотрудники Института медиа ВШЭ и практики отрасли из ТАСС, РИА Новости и РАПСИ. Работа над пособием осуществлялась в рамках проекта «Лаборатория деловой журналистики»: участие в создании книги приняли также студенты университета.
«Я знаю, что в моей жизни будет еще не одна Олимпиада»
На завершившейся в Рио Олимпиаде работали несколько выпускников НИУ ВШЭ. Елена Стенькина, Дарья Смирнова и Евгения Долина рассказывают о том, как благодаря Вышке они пришли в спортивную индустрию, хотя еще несколько лет назад даже не представляли себе, что будут как-то связаны со спортом.
В НИУ ВШЭ пройдет дискуссия о медиаменеджменте в России
23 июня 2015 года в Высшей школе экономики состоится экспертная дискуссия с участием руководителей ведущих российских медиахолдингов, посвященная будущему профессии журналиста и медиаменеджера в России.
Человек — больше, чем справка
В Высшей школе экономики прошла последняя в этом сезоне встреча из цикла «Важнее, чем политика». Как и в прошлый раз, ее гостями стали представители общественных и благотворительных организаций. На этот раз речь шла об образовании детей с особыми потребностями самого разного рода.
«Быть волонтером — это больше, чем профессия»
Кто такой волонтер? Что побуждает человека оторваться от собственных повседневных забот и идти в добровольческие отряды по поиску пропавших людей, ездить в глубинку к забытым старикам, устраивать праздники больным детям? На эти и другие вопросы ответили гости встречи из цикла «Важнее, чем политика», организованного ВШЭ и Фондом «Либеральная миссия»: волонтер добровольческого отряда по поиску пропавших без вести людей общественной организации «Лиза Алерт» Ирина Воробьева, учредитель консультационно-дискуссионного клуба «Азбука приемной семьи» при Фонде «Арифметика добра» Диана Машкова, координатор фонда «Старость в радость» Ксения Чудинова и учредитель организации «Больничные клоуны» Константин Седов.
Команда студенческого медиацентра Всероса: «Наш проект — о свободе выбора»
С 27 марта по 24 апреля заключительные этапы Всероссийской олимпиады школьников в Высшей школе экономики освещал медиацентр, созданный студентами образовательной программы «Журналистика». Второй год подряд созданный ими сайт — главный источник информации о ходе Всероса на площадке университета. О работе команды медиацентра на олимпиаде по обществознанию — в материале корреспондента новостной службы ВШЭ.
Журналист-международник: трансформация профессии
Что такое международная журналистика сегодня? Какую роль она играет в международной политике? Кто такой журналист-международник? Эти и другие вопросы обсудили на открытом семинаре «Журналистика и международные отношения», который прошел на факультете мировой экономики и мировой политики НИУ ВШЭ.
Журналисты РБК, Esquire, The Village научили студентов пермской Вышки покорять читателя
Студенты пермского кампуса Высшей школы экономики прошли обучение в Москве в весенней школе по коммуникациям, организованной департаментом интегрированных коммуникаций и департаментом медиа НИУ ВШЭ. Приехавшие в Москву студенты — участники созданного в пермской Вышке студенческого пресс-центра.
«Культурная политика не может быть одна на всех»
9 декабря в Вышке прошла встреча из цикла «Важнее, чем политика», ее гостем стал публицист, телеведущий, прозаик и кинодокументалист Александр Архангельский*, ординарный профессор ВШЭ. Именно он семь лет назад вместе с научным руководителем ВШЭ Евгением Ясиным стоял у истоков этого цикла и был его ведущим. Теперь он вернулся — уже в качестве почетного гостя семинара, — чтобы поразмышлять о том, что с тех пор изменилось.