Опыт Вышки как пример для университетов Томска
Наряду с федеральными университетами совершенно необходимо развивать систему исследовательских центров — эту мысль высказал ректор ГУ-ВШЭ Ярослав Кузьминов во время встречи с губернатором Томской области Виктором Крессом, которая прошла в Вышке 9 июня 2008 года. На встрече, состоявшейся по инициативе губернатора, который, как и Я.Кузьминов, участвовал в работе XII Петербургского международного экономического форума, присутствовали первые проректоры ГУ-ВШЭ Лев Якобсон и Вадим Радаев, проректор ГУ-ВШЭ Андрей Клименко.
Стратегией развития Томской области на период до 2020 года инновационный сектор экономики определен решающим фактором развития региона на долгосрочную перспективу. Реализация столь амбициозных планов невозможна без активного привлечения науки. В подготовке научных кадров для современной инновационной экономики в Вышке накоплен уже определенный опыт. Им и поделился с губернатором ректор ГУ-ВШЭ.
Я. Кузьминов обратил внимание, что Россия существенно отстала от мирового уровня развития университетского образования. Например, в ряде международных рейтингов среди 200 ведущих университетов мира нет ни одного российского университета, но представлено девять университетов Китая. "Цена невмешательства власти в ситуацию с развитием университетов весьма высока. В конце 1990-х годов у нас в рамках высшей школы существовало около 500-550 научных школ. На сегодня таких школ осталось менее 250. То есть мы потеряли половину научных школ", — отметил Я. Кузьминов. В России, по его мнению, в вузах "не учат исследователей и не ведут научных исследований, а вузы, в которых не ведется научных исследований, автоматически переходят в разряд техникумов".
В настоящее время, напомнил ректор Вышки, готовится концепция долгосрочного развития России, в которой прописана логика создания нескольких научно-образовательных центров. На деятельность создаваемых 4—5 федеральных университетов выделяются крупные средства. По мнению ректора, "этот путь, безусловно, полезный, нужный, но явно не универсальный", поскольку у этой идеи "нет бэкграунда". Например, в университете Красноярска существует 4-5 научных направления, но "ни с каким Гарвардом в течение ближайших 15 лет они конкурировать не смогут. И дело не только в деньгах".
Поэтому, подчеркнул Я. Кузьминов, необходимо "выделять наряду с федеральными университетами так называемые исследовательские университеты". В России большинство научных школ "существовало и развивалось традиционно по отраслевому признаку. За исключением Московского и Санкт-Петербургского университетов, у нас больше нет универсального мега-вуза, который включал бы в себя научные школы, имел бы достаточно большой объем разработок и вместе с тем был бы универсальным". По мнению Я. Кузьминова, "было бы разумно выделить на основе, скажем, проведения конкурса инновационных вузов от 15 до 20 исследовательских университетов уже к концу 2010 года, определив их по нескольким критериям". К числу таких критериев ректор отнес объем финансирования научно-исследовательских разработок в расчете на одного преподавателя, международную активность и признание, наличие системы непрерывного образования на базе этих вузов — бизнес-школ и институтов дополнительного образования.
Касаясь ситуации с университетским образованием в Томске, Я. Кузьминов отметил, что в городе имеется четыре "весьма сильных университета" — это Томский государственный университет, Томский политехнический университет, Томский государственный университет систем управления и радиоэлектроники и Сибирский государственный медицинский университет. По его мнению, "в Томске, надо, безусловно, вкладывать политический ресурс в то, чтобы руководство поняло, что идея федеральных университетов в ее ныне сложившемся виде при всей ее полезности не решает задач ни международного позиционирования России, ни восстановления исследовательской компоненты нашей высшей школы". Тем более, отметил ректор Вышки, что едва ли в самом Томске будет открыт федеральный университет, поскольку таковой уже существует в Красноярске. Но даже если бы и удалось реализовать такую идею в Томске, то, как считает Кузьминов, "сама университетская атмосфера больше потеряла бы оттого, что просто прекратилась бы конкуренция, прекратилась бы оглядка друг на друга". Подобную ошибку, по убеждению Кузьминова, допустили красноярские коллеги, объединив два сильных университета — технический и классический. Когда исчезает конкуренция, то "даже самые хорошие люди жиреют, перестают думать и стараться".
Надо также иметь в виду, что в России на порядок ниже мобильность населения, чем, к примеру, в США. И в ближайшие годы она резко не увеличится. Ректор привел такой пример: в ГУ-ВШЭ поступает талантливый юноша из Сибири, но идет учиться, в конце концов, в местный пединститут, причем осознавая, что теряет многое. Почему же он так поступает? Да потому, что ему просто боязно ехать жить и учиться в незнакомом огромном мегаполисе…
Ректор Вышки отметил ряд условий, обеспечение которых в университетах Томска при поддержке руководства области способствовало бы улучшению качества университетского образования. Прежде всего, по словам Кузьминова, необходимо повышать число людей, ведущих научные исследования: "Самая большая здесь проблема — это проблема, которую я назвал бы провинцианализмом. Не только среди тех, кто занимается общественными науками, но и среди занимающихся естественными науками, среди технарей, есть некое уютное представление — мол, мы входим в тройку сильнейших в русскоязычном пространстве. Но наука универсальна, и если ты не позиционируешься на международных конференциях, не читаешь публикаций в англоязычных журналах, то ты просто не существуешь для коллег в мире, а существуешь только в России. Вывод из этого очень простой: эти позиции — ненадолго". В Томске, отметил в связи с этим Кузьминов, "существует реальная опасность такого рода развития событий во всех четырех университетах, несмотря на то, что они вполне живые, даже более живые, чем многие их конкуренты". Академическому сообществу старых университетов "очень сложно самостоятельно, подобно барону Мюнхгаузену, вытащить себя за косицу из этого болота". Руководство Томской области могло бы "посмотреть, кто из ректоров готов работать над регулярным обновлением профессорско-преподавательского состава, и помогать таким ректорам, в том числе, выделяя им какие-то ресурсы из областного бюджета".
На что можно было бы тратить эти средства, если посмотреть на пример ГУ-ВШЭ? В Вышке существует система академических надбавок, система научных фондов и стартовых грантов. "Сегодня в Вышке порядка 200 человек получают академические надбавки, а гранты научного фонда — человек шестьдесят. С каждым годом это число возрастает", — сообщил Я.Кузьминов.
Следует также приглашать иностранных профессоров, создавать научно-учебные лаборатории. "В Вышке действует четырнадцать такого рода лабораторий, в которые зачисляются старшие студенты, занимающиеся наукой. Смысл в том, что в этих лабораториях отсутствует чинопочитание, в них нет давящей иерархии. Мы с Вадимом Радаевымработали в секторе у академика Леонида Ивановича Абалкина, создавшего такого рода научную лабораторию, где было очень много молодых людей, которые вели себя достаточно нагло. Мы сами управлялись, сами приглашали кого-то для обсуждения проблем, ругали Абалкина, которые всё это терпел. В результате, практически все люди, прошедшие эту лабораторию, сделали очень успешные и крупные карьеры". Подобного рода лаборатории создают для молодых ученых "горизонтальную среду, где они чувствуют, что это такое — научный коллектив равных".
Я. Кузьминов выразил озабоченность по поводу развития инновационных процессов в вузах. "Дело в том, — подчеркнул ректор, — что серьезного обновления на основе инновационного образовательного проекта почти ни у кого не произошло. Кто-то купил новое оборудование, кто-то наладил дополнительные связи с какими-то университетами. Но я не вижу, к сожалению, качественного скачка. Да, заметно, что вузы стали понимать, что государство сможет платить за развитие, но что такое есть развитие — этого, как мне кажется, большинство университетов еще не поняли. Мне думается, что в этом смысле у томских вузов есть хорошие позиции".
Можно, например, подумать над реализацией модели "Томск — университетский город". В рамках ее реализации можно было бы показать, что у томских вузов есть конкурентная среда и есть намерение ее сохранять, к примеру, можно продемонстрировать, каким образом в рамках университетского города решаются "проблемы размещения и адаптации иногородних студентов, то есть продемонстрировать межуниверситетскую социальную среду и общую комфортность". Такой подход особенно важен в связи с тем, что сейчас "акцент будет явно переноситься с производства инноваций на производство человека, готового для инноваций". Практически все "успешно развивающиеся и догоняющие экономики, — заметил в связи с этим Я. Кузьминов, — основывались на заимствовании инноваций, а это процесс, которым трудно управлять и для которого людей надо готовить. Университеты без науки, а наука без университетов не могут существовать".
Виктор Кресс поблагодарил ректора Вышки за столь обстоятельный и откровенный разговор, высказанные советы и соображения. Все сказанное хорошо вписывается в разработанную концепцию научно-образовательного и инновационного развития Томской области, где уже сейчас большие объемы площадей резервируются под создание инновационно-образовательной инфраструктуры. Губернатор пригласил Я. Кузьминова принять участие в традиционном Инновационном форуме, который проводится в Томске вот уже 10 лет. В прошлом году в этом форуме участвовали представители 25 регионов России и 11 стран мира. Руководство области намерено повысить уровень и престиж форума, который в этом году проводится в октябре под общим лозунгом "Региональная система инноваций". Я. Кузьминов поблагодарил губернатора за приглашение и подчеркнул, что Вышка, ее эксперты готовы со своей стороны содействовать усилиям Томской области в деле научно-образовательного развития этого важного в экономическом, политическом и социальном плане региона России.
Николай Вуколов
Вам также может быть интересно:
Образовательная среда российских вузов нуждается в совершенствовании
22 декабря на семинаре Института образования ВШЭ ведущий научный сотрудник этого института Игорь Чириков рассказал о результатах сравнительного анализа образовательной среды исследовательских университетов России, Китая и США. Выводы неутешительны: в России студенты учатся недостаточно интенсивно, а образовательная среда вузов терпима к нечестному поведению.
У негосударственной аккредитации вузов в России нет четких перспектив
Оценивать качество образовательных программ должно не только государство, но и общественные организации, независимые эксперты. Участники традиционного семинара Института образования ВШЭ 2 декабря обсудили, зачем нужна общественно-профессиональная аккредитация в высшем образовании.
«Легче перенести кладбище, чем поменять образовательную систему»
Пять лет назад в России появились первые исследовательские университеты, хотя нам скорее привычнее, что в вузе учат студентов, чем занимаются наукой. Теперь таких университетов в стране 27. Зачем нужны России исследовательские университеты — об этом в программе «Гамбургский счет» на ОТР рассказала проректор Высшей школы экономики Мария Юдкевич.
Наука должна вернуться в университеты
В последние годы в России предпринято несколько попыток развития исследовательских университетов. О перспективе возвращения науки в вузы размышляют научный руководитель Института образования НИУ ВШЭ Исак Фрумин и замминистра образования и науки РФ Александр Повалко в статье, опубликованной в международном сборнике «How World-Class Universities Affect Global Higher Education».
В погоне за научными свершениями вузы не должны забывать о студентах
15-17 мая в НИУ ВШЭ прошла вторая конференция международного университетского консорциума SERU (Student experience in the research university), посвященная проблемам образовательной среды современных исследовательских университетов.
Как провести реформу школы в отдельно взятой канадской провинции и в России
18 февраля на традиционном семинаре Института образования ВШЭ, состоявшемся в рамках Пятых Сабуровских чтений, выступил почетный профессор Института исследований в области образования Университета Торонто Майкл Фуллан, рассказавший об опыте реформ школьного образования в Канаде.
Знаменитый канадский исследователь расскажет, как проводить изменения в образовании более эффективно
18 февраля на семинаре Института образования ВШЭ впервые выступит почетный профессор Института исследований в области образования Университета Торонто Майкл Фуллан — глобальный лидер и самый цитируемый специалист в науке о развитии образования последних двух десятилетий.
Кризис доверия в сфере образования должен быть преодолен
Ректор ВШЭ, председатель Комиссии по развитию образования Общественной палаты РФ Ярослав Кузьминов принял участие в обсуждении проекта ежегодного доклада о состоянии гражданского общества в России.
Как реформировать бакалавриат?
Бакалавриат, на который перешли практически все российские вузы, — это по-прежнему образование по специальности. Но в вузах необходимы программы общего высшего образования, и студенты должны получить возможность выбора образовательных траекторий, считает научный руководитель Центра мониторинга качества образования ВШЭ Виктор Болотов.
В рамках юбилейной конференции, приуроченной к 20-летию ВШЭ, 26 ноября прошла серия круглых столов
26 ноября в рамках юбилейной конференции, приуроченной к 20-летию Высшей школы экономики, состоялись круглые столы по тематике развития образования и научных исследований.