«Мы предложили преподавателям простой и комфортный способ реализации проектов»
2 мая вступило в силу новое Положение о порядке создания и деятельности проектно-учебных групп (ПУГ) в НИУ ВШЭ, согласно которому отменены конкурсные процедуры на создание ПУГ и принцип софинансирования их деятельности со стороны университета. Об этом — в интервью Марины Ступниковой, начальника отдела организации инновационных проектов управления инновационной деятельности ВШЭ.
— До настоящего времени преподаватели активно участвовали в работе проектно-учебных групп. Принцип софинансирования позволял стимулировать организации на взаимодействие с Вышкой. В связи с чем был отменен этот порядок?
— Действительно, интерес к созданию проектно-учебных групп довольно высок, но стоит отметить, что целью принятых изменений является предоставление преподавателям более широких возможностей для вовлечения студентов и аспирантов в проектную деятельность и упрощение самой процедуры создания группы. Софинансирование, безусловно, предоставляет определенные преимущества, но недостаток этого принципа в том, что он препятствует «массовому эффекту». За период проведения конкурсов на создание ПУГ в НИУ ВШЭ с августа 2009 года было поддержано всего 33 заявки, а 66 остались «за бортом», хотя во многих случаях реализация этих проектов могла бы принести ощутимую пользу как студентам, так и преподавателям. Проблема в ограниченности ресурсов Вышки. Если мы действительно хотим этот формат масштабировать — нужно давать возможность любому ответственному преподавателю делать проекты. И именно тогда, когда это актуально для заказчика: от разговора в кафе между профессором и, скажем, начальником аналитической службы банка до оформления ТЗ и начала работ должно проходить не больше недели.
Мы исходим из того, что у многих преподавателей есть свои рабочие контакты в компаниях. Часто возникают договоренности о решении интересных творческих задач для бизнеса, в том числе с привлечением студентов. Поэтому мы решили предложить преподавателям простой и комфортный способ реализации небольших проектов практической направленности.
Все условия стандартны и известны заранее: продолжительность 3-6 месяцев, не менее 3-х студентов/аспирантов в проекте, 100 процентов суммы договора идет на оплату работ по проекту.
Поскольку руководством Вышки было принято решение об освобождении проектно-учебных групп от каких-либо отчислений, помимо предусмотренных Налоговым кодексом, то с точки зрения экономической выгоды более благоприятным может быть только оформление договора на индивидуального предпринимателя. Но, во-первых, не у всех есть такая возможность, а во-вторых, в этом случае теряется формальная связь с университетом.
Кроме того в целях упрощения работы в формате ПУГ, все административные действия будут выполнять сотрудники управления инновационной деятельности ВШЭ, в том числе взаимодействие с заказчиком по поводу оформления договора, организации денежных расчетов с участниками проектно-учебных групп и прочее. По сути мы создали бэк-офис для преподавателей Вышки, обеспечивающий взаимодействие преподавателей с бизнесом и университетом.
— Есть ли какие-то ограничения по кругу лиц, которые могут быть участниками ПУГ?
— Да, подать заявку на создание проектно-учебной группы и, соответственно, быть ее руководителем, может только научно-педагогический работник НИУ ВШЭ. Участниками ПУГ могут быть работники одного или нескольких подразделений НИУ ВШЭ, в том числе и филиалов, конечно. При этом работники, относящиеся к категории административно-управленческого персонала, могут работать в ПУГ на безвозмездной основе.
Здесь хочется обратить внимание и на тот факт, что образовательные, научно-исследовательские, учебно-вспомогательные или административно-управленческие подразделения НИУ ВШЭ могут выступать заказчиками проектно-учебных групп наравне с внешними организациями, что формирует потенциал для создания дополнительного кадрового резерва, а также способствует внедрению инновационных решений в собственные административные процессы университета.
Мы считаем, что новый формат проектно-учебных групп обеспечит значительный рост интереса к проектной деятельности как со стороны преподавателей, так и студентов. Надеемся вовлечь в эту активность свыше 1000 человек.
— А в чем вы видите интерес со стороны студентов? Если для преподавателей — это возможность получения дополнительного дохода, что может быть стимулом для студентов?
— Ну, вообще-то, работа в проектно-учебных группах для студента — это тоже возможность заработка, поскольку по условиям работы ПУГ не менее 50% от суммы вознаграждения по договору с заказчиком должно идти на оплату работ привлеченных студентов и аспирантов. А кроме того я бы не стала сводить интерес преподавателей только к финансовой составляющей, поскольку нельзя забывать об учебных результатах от работы в ПУГ и для них, и для студентов. Это еще одна форма передачи знаний, и с этой точки зрения мы планируем в будущем разработать методику включения проектной работы преподавателей в их учебную нагрузку. А на сегодняшний день мы согласовали с Методическим управлением ВШЭ возможность для студентов официально засчитывать работу в ПУГ в качестве производственной или научно-исследовательской практики. Это дополнительный стимул для их вовлечения. Помимо этого для студентов есть и иные очевидные преимущества: это и систематизация знаний, и обучение через действие, и навыки работы в команде, и сбор материала для научных и академических работ, а также прямое взаимодействие с работодателями, создание портфолио и прочее.
— Связана ли каким-либо образом деятельность ПУГ с организацией инновационных проектов? Почему проектно-учебными группами теперь занимается управление инновационной деятельности ВШЭ?
— Целями нашего управления и, в частности, отдела организации инновационных проектов, который я возглавляю, является вовлечение студентов, аспирантов и научно-педагогических работников НИУ ВШЭ в проектную работу, связанную с разработкой новых коммерческих продуктов на основе интеллектуальной деятельности, а также их участие в программах развития предпринимательства.
На основе проведенного нами исследования деятельности проектно-учебных групп за прошедший период, мы сделали вывод, что в ряде случаев в проектных результатах ПУГ могут возникать прототипы тиражируемых продуктов или услуг (в среднем в одном из трех проектов). Своей задачей мы видим выявление таких проектов и проведение консультаций с руководителем и участниками ПУГ, направленных на преобразование группы в предпринимательский коллектив, в том числе с участием конкурса «Фонда поддержки инновационного предпринимательства НИУ ВШЭ».
Таким образом, если раньше результаты деятельности ПУГ могли привести к решению о создании проектно-учебной лаборатории, то теперь мы нацеливаем студентов, аспирантов и работников НИУ ВШЭ на организацию инновационных проектов.
— Что нужно сделать преподавателю, который хотел бы создать ПУГ и уже имеет заказчика?
— Обратиться в наш отдел с заявкой на создание проектно-учебной группы. Заявки мы будем принимать на постоянной основе в электронном виде на сайте ВШЭ в разделе Проектно-учебные группы. Там же можно найти Положение о порядке создания и деятельности ПУГ в НИУ ВШЭ, локальный акт, вступивший в силу 2 мая 2012 года и типовые формы договоров на выполнение работ и оказание услуг проектно-учебной группой.
Хочется обратить внимание пользователей портала НИУ ВШЭ, что мы создали новый раздел об инновационной инфраструктуре, где в удобной форме представлена информация для исследователей и преподавателей и отдельно для студентов. Мы предусмотрели возможность обратной связи для наших пользователей, в том числе будем принимать заявки преподавателей и студентов, которые потенциально заинтересованы в создании и участии в проектно-учебных группах, но у которых пока нет соответствующих договоренностей с компаниями.
Одной из задач нашего отдела является стимулирование интереса компаний на взаимодействие с университетом. На сегодняшний момент мы получили несколько прямых обращений от фирм на выполнение работ, которые очевидным образом вписываются в формат ПУГ. Мы хотим создать резерв интересующихся темой проектной работы преподавателей и привлекать их к выполнению работ по мере поступления запросов от компаний. Ведь если говорить о компаниях-заказчиках, то их очевидный интерес связан с поиском и дальнейшим рекрутингом талантливых студентов. Кроме того, при относительно небольшой стоимости проекта в рамках ПУГ компания получает группу, которая работает под руководством опытного преподавателя, — группу без пяти минут консультантов ведущих компаний, скажем, так называемой Большой Четверки (по данным исследований, около одной пятой части выпускников Вышки устраиваются консультантами и аудиторами).
Вам также может быть интересно:
«Студенты могут участвовать в реальных проектах»
В Высшей школе экономики проведен очередной мониторинг студенческой жизни. В частности, у студентов выясняли, насколько им интересно участие в научной работе подразделений университета. Комментирует проректор ВШЭ Мария Юдкевич.
Дискуссионный клуб с Александром Лебедевым
2 февраля на первой в новом году встрече дискуссионного клуба Проектно-учебной лаборатории антикоррупционной политики Высшей школы экономики выступил Александр Лебедев — бизнесмен, политик, владелец "Новой газеты" и нескольких других печатных СМИ.
Созданы новые проектно-учебные группы
В Высшей школе экономики приступают к работе новые проектно-учебные группы. Такие коллективы преподавателей, исследователей, аспирантов и студентов создаются в университете уже в четвертый раз. Группы позволяют студентам и аспирантам применить теоретические знания на практике, в реализации бизнес-проектов.
Выращивая предпринимателей
2 декабря в Высшей школе экономики был проведен первый методический семинар «Опыт развития проектно-учебной деятельности в университете».
«Главный фокус — развитие»
О работе Проектно-учебной лаборатории ГУ-ВШЭ «Развитие университетов» рассказывает ее научный руководитель, исполняющий обязанности проректора Высшей школы экономики Исак Фрумин.
Новые медиа — новые возможности
17 мая проектно-учебная группа ГУ-ВШЭ «Прогнозирование и развитие новых медиа» провела в ГУ-ВШЭ научно-практическую конференцию с презентацией результатов студенческих проектов, посвященных инновационным маркетинговым инструментам.
«Частному инвестору на российском рынке жить тяжело»
В марте этого года решением Ученого совета ГУ-ВШЭ в университете создана Проектно-учебная лаборатория анализа финансовых рынков. О деятельности, перспективах и уникальных предложениях лаборатории рассказывает ее руководитель Тамара Теплова.
Сможет ли сын полковника стать генералом?
14 апреля состоялось официальное открытие Проектно-учебной лаборатории антикоррупционной политики, созданной ГУ-ВШЭ и Центром антикоррупционных исследований и инициатив Трансперенси Интернэшнл — Р.