«Аватар — это образ постчеловека»: как связаны космическое и земное, выясняли на «Медиакосме»
16 февраля состоялась шестая по счету конференция «Медиакосм», организованная факультетом креативных индустрий НИУ ВШЭ. Мероприятие традиционно посвящено дискурсивным и недискурсивным способам представления космического через медиа, моду и музыку.
Участники конференции — исследователи, изучающие осмысление и материализацию космоса в культуре посредством разных языков и практик.
В рамках мероприятия Ася Аладжалова, аспирантка аспирантской школы по искусству и дизайну НИУ ВШЭ, презентовала доклад на тему «Костюм 60-х как продолжение тела: в чем разница между скафандром и кримпленом». В основу ее выступления легло исследование взаимоотношений человеческого тела и костюма в условиях освоения космоса и моды. Она обратила внимание, что перед отправкой на околоземную орбиту в 60-х годах прошлого века космонавты проходили важную подготовку. «Они тренировались, используя те же костюмы и испытывая на себе все те атмосферные перегрузки, с которыми потом сталкивались в реальных условиях космического пространства. Такие костюмы были сложными в эксплуатации, весили около 10 кг, имели множество слоев разной ткани, и в них было трудно двигаться», — рассказала спикер. С одеждой для космонавтов Ася Аладжалова сравнила наряды от-кутюр для женщин тех же годов. «Когда мы говорим про космические коллекции в моде или про образы космонавтов в скафандрах 60-х годов, мы часто ориентируемся на визуальную картинку. И что мы видим? Улыбающихся людей в красивых блестящих новых одеждах. А что на самом деле испытывали они? Что испытывали их тела, находясь внутри модных костюмов? Вот в чем вопрос», — говорит исследователь. Она сравнила космическую одежду с женскими корсетами того времени, которые также стягивали тело, не позволяя ему двигаться свободно.
О корсетах упомянула и Нина Вересова, аспирантка аспирантской школы по искусству и дизайну НИУ ВШЭ, выступая с исследованием на тему «Связь с домом: роль текстиля в космосе». Важно плотное прилегание костюма к телу, считает она. Одежда закрепляется, подобно корсету: брюки, ботинки шнуруются для лучшего прилегания и возможности регулировать, что довольно важно, поскольку эти предметы сделаны не из тянущегося материала. «Сами космические корабли имеют много текстильных тканевых элементов, закрепленных по принципу корсета», — объясняет Нина Вересова. Она также рассказала, что все космонавты должны уметь правильно ремонтировать свой костюм в космосе, поэтому они осваивают швейные навыки в том числе. «Если скафандр нельзя починить, то его можно разобрать на запчасти и использовать в других, новых скафандрах, но экономически важно продлить срок его службы», — говорит Нина Вересова.
Оксана Пертель, аспирантка аспирантской школы по искусству и дизайну НИУ ВШЭ, представила презентацию на тему «Аватар как образ цифрового постчеловека — покорителя метавселенных и космоса». В современном мире люди все чаще проектируют образ аватара для различных функций, в том числе для виртуальной моды. Человеку не стоит дистанцироваться от новых технологий. В какой-то степени можно рассматривать аватаров как расширение возможностей человека и трансляцию новых смыслов и синтезов. «Я предлагаю рассматривать аватаров не как симулякры или фантомы, — говорит Оксана Пертель. — Мы проводим огромное количество времени в интернете, и аватары уже сегодня репрезентуют человека в социальных сетях. Также есть аватары, которые ведут “независимое” существование. Они продают, зарабатывают деньги, являются лицами каких-то маркетинговых кампаний. И мы должны считаться с ними. Я исхожу из той мысли, что аватар — это образ постчеловека».
Подробнее о конференции «Медиакосм» можно прочитать в репортаже HSE Daily.
Конференция «Медиакосм» проходит в рамках проекта «Космос в медиакультуре: практики воображения и репрезентации» факультета креативных индустрий Высшей школы экономики. Актуальность проекта обусловлена возвращением темы освоения космоса в публичную повестку, возрастанием общественного интереса к астрономическим открытиям и достижениям космонавтики, развитием научной коммуникации и популяризации научного знания в данной области. Проект, включающий три вида деятельности (исследовательскую, образовательную и просветительскую), рассматривает космос в социогуманитарной перспективе и сфокусирован на исследованиях астрокультуры, преимущественно в ее медийном измерении.
Пертель Оксана Олеговна
Вам также может быть интересно:
HSE FASHION DAYS: цикл лекций о моде в Москве и Петербурге
В преддверии большого фестиваля моды, который Школа дизайна НИУ ВШЭ проведет 24 ноября, в Москве и Санкт-Петербурге вновь состоится масштабный цикл лекций и паблик-токов. Ведущие стилисты, фэшн-журналисты, блогеры и предприниматели расскажут о современном устройстве модной индустрии: продвижение брендов, креативные съемки, создание спецматериалов, коллаборации — это лишь часть тем, которые будут раскрыты в рамках HSE FASHION DAYS. В городе на Неве программа стартует 2 ноября, в столице — 7 ноября.
«Мы собрали для учащихся концентрат из реальных и работающих инструментов»
Студенты Школы коммуникаций НИУ ВШЭ завершили курс «Креативный PR как инструмент бесплатного продвижения компании в публичном поле». Образовательный проект был реализован в игорной зоне «Красная Поляна». Наставники из PR-департамента культурно-развлекательного центра в течение 12 недель делились со студентами практическими навыками формирования базы журналистов, классификации каналов продвижения, рассказывали о форматах взаимовыгодного партнерства со СМИ и новыми медиа.
«Здесь были мы»: выставка аспирантов Вышки в «ГЭС-2»
Проект «Здесь были мы. Архивы российской моды. 1993–2005» рассказывает о влиянии художественной среды на формирование российской модной индустрии. Он сложился благодаря исследованию «Архив российской моды», которое проводят сокураторы выставки Людмила Алябьева и Светлана Сальникова на базе аспирантуры Школы дизайна НИУ ВШЭ. Также в проекте примут участие куратор направления «Мода» в Школе дизайна НИУ ВШЭ Мария Смирнова и руководитель направления Анзор Канкулов.
Восьмой сезон конкурса HSE CREATIVE OPEN — с новыми номинациями
Международный онлайн-конкурс HSE CREATIVE OPEN на базе Школы дизайна НИУ ВШЭ открывает летний сезон с новым набором номинаций: «Визуальные исследования», «Гейм-дизайн», «Моушн-дизайн», «Плакат», «Цифровой продукт». Конкурс был запущен в 2022 году и за первый год собрал больше 1500 работ. Его цель — объединить идеи по всем направлениям дизайна, современного искусства и моды и привлечь внимание креативного сообщества к развитию профессий в индустрии. К участию приглашаются начинающие специалисты и студенты, а также выпускники любых вузов. Прием работ — до 2 июля.
«Сохрани мою вещь навсегда»: фэшн-показ Школы дизайна ВШЭ на Винзаводе
24 апреля в центре современного искусства Винзавод пройдет ежегодный фэшн-показ, подготовленный третьекурсниками Школы дизайна НИУ ВШЭ. На этот раз студенты направления «Мода» покажут коллекцию, которая получила название «Сохрани мою вещь навсегда» и построена на концепции архива.
Департамент медиа питерской Вышки принял участие во Всероссийском форуме деловых СМИ
Профессора питерской Вышки выступили на XV Всероссийском форуме деловых СМИ в Москве. На площадке форума известные журналисты, бизнес-эксперты, руководители СМИ и представители научного сообщества обсудили актуальные вопросы медиаотрасли в новых экономических условиях.
Школа дизайна ВШЭ проводит HSE FASHION DAYS в Москве и Петербурге
С февраля по апрель в двух крупнейших российских городах проходит масштабный цикл лекций, паблик-токов и воркшопов от дизайнеров, стилистов и фэшн-журналистов, посвященный устройству современной модной индустрии. Профильное образование, продвижение бренда, дизайн одежды — лишь немногие из тем, в которые погрузятся гости. Проект реализуется при поддержке Института развития индустрии моды Beinopen.
FASHION FUTURES: конкурс для дизайнеров от Школы дизайна НИУ ВШЭ
Школа дизайна НИУ ВШЭ объявляет о старте новой инициативы, направленной на поддержку талантов и предпринимательства в области моды. FASHION FUTURES — это открытый конкурс, в котором могут принять участие начинающие дизайнеры и предприниматели; это платформа, где молодые бренды могут показывать свои работы и получать фидбек от экспертов модной индустрии; и это событие, где работы победителей будут представлены профессиональному сообществу. Прием заявок продлится по 4 марта.
Стартует проект «Медиакласс в ВШЭ»
26 января начинает работу «Медиакласс в ВШЭ». Это лекции, мастер-классы, практикумы, предпрофессиональные каникулы и проектная работа для учеников 10–11-х классов — участников программы «Медиакласс в московской школе».
Медиаграмотность: новые тренды, возможности и вызовы информационной эры
Всероссийская научно-практическая конференция «Медийная и информационная грамотность в России: новейшие тренды» стартовала в Вышке 8 ноября. Организаторами выступили российский комитет Программы ЮНЕСКО «Информация для всех» и Институт медиа факультета креативных индустрий НИУ ВШЭ. Мероприятие приурочено к Глобальной неделе медийной и информационной грамотности, проводимой ЮНЕСКО.