• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Британский рок стал предметом исследования

Александра Колесник, выпускница магистерской программы «История знания в сравнительной перспективе» Института гуманитарных историко-теоретических исследований имени А.В. Полетаева и факультета истории ВШЭ, стажер-исследователь ИГИТИ поступает в этом году в академическую аспирантуру Вышки.

— Александра, как вы узнали о ВШЭ? И чем вас привлекла программа «История знания в сравнительной перспективе»?

— После окончания факультета истории, политологии и права Российского государственного гуманитарного университета (РГГУ) в 2010 году, я взяла тайм-аут на год, чтобы понять, в какой сфере я хочу дальше развиваться — размышляла о смене научного направления. Я ощущала недостаток образования и хотела продолжить обучение, однако не знала, где именно можно реализовать свои задумки и получить знания, соответствующие современному состоянию исторической науки. За этот год я поработала переводчиком в бюро переводов и лаборантом на кафедре культуры мира и демократии в РГГУ. Все это время я продолжала общаться с моим научным руководителем Дмитрием Анатольевичем Добровольским, ходила на различные научные мероприятия, включая открытые семинары Института гуманитарных историко-теоретических исследований имени А.В. Полетаева (ИГИТИ). Поэтому, когда Дмитрий Анатольевич рассказал мне о магистерской программе «История знания в сравнительной перспективе», которую открывал в 2011 году ИГИТИ совместно с факультетом истории ВШЭ, во-первых, у меня уже было некоторое представления о людях, создавших эту программу, а во-вторых, появилось четкое представление о том, где я хочу учиться.

Безусловно, большую роль сыграл и тот факт, что в Вышке, несмотря на то, что у меня было украинское гражданство на тот момент, я могла поступать на бюджет наравне с гражданами РФ в порядке общего конкурса, чему, к слову, я была крайне удивлена. В РГГУ из-за своего гражданства я была вынуждена учиться платно, хотя имела возможность поступить даже без вступительных экзаменов как золотая медалистка. По своему опыту могу сказать, что абитуриентам, не имеющим российского гражданства, будет весьма полезно пообщаться с сотрудниками управления по сотрудничеству со странами СНГ и Балтии ВШЭ. Это отличный способ узнать о нюансах поступления и подобрать для себя подходящую магистерскую программу, поскольку вариантов действительно много.

— А как получилось, что вы оказались в Москве?

— Я окончила с золотой медалью самую обыкновенную сельскую школу в Крыму, и вариантов получения дальнейшего образования было немного. В Москву меня забрал отец, который уехал сюда работать, он был категорически против того, чтобы я поступала в один из вузов Симферополя. А о том, чтобы стать историком, а точнее археологом, я мечтала с пятого класса — меня очень впечатлили уроки по истории Древнего мира. При поступлении я выбирала между программированием и историей, в итоге мечта детства победила, и я остановила свой выбор на факультете истории, политологии и права в РГГУ.

— Я знаю, что вы собираетесь поступать в аспирантуру в этом году? Чем вас привлекла академическая карьера?

— Перерыв в учебе помог мне понять, что я действительно хочу остаться в университете, преподавать, строить научную карьеру. Обучение на магистерской программе «История знания в сравнительной перспективе» открыло возможность заняться именно тем, что всегда представляло для меня особый интерес — современной популярной музыкой. Такие культурные формы редко попадают в «поле зрения» историков, однако при детальном рассмотрении представляют массу интереснейших фактов для исследования.

— Каким образом возник ваш профессиональный интерес историка к современной поп-музыке?

— Я всегда увлекалась музыкой. Мне интересно, как организовано музыкальное высказывание, какие смыслы оно несет и каким образом их транслирует. Однако традиционными сферами исследования музыки остаются музыковедение и социология музыки. В каждой из этих дисциплин разработан определенный взгляд на музыку и подход к ее изучению: музыковеды изучают композиционную структуру нотной записи; социологи сосредоточены преимущественно на природе производства и потребления музыки. О своем желании заниматься такой, на первый взгляд, неисторической темой, как современная популярная музыка, я рассказала на первом же научно-исследовательском семинаре, который на первом курсе у нас вела Елена Анатольевна Вишленкова. С помощью Елены Анатольевны и моего научного руководителя Натальи Владимировны Самутиной мы сформировали междисциплинарную тему — «Знание о прошлом в британской популярной музыке второй половины ХХ века». В таком ракурсе о репрезентациях прошлого в популярной музыке почти ничего не написано, а научный потенциал в нем я вижу, поскольку история нередко не просто используется и вплетается в музыкальное высказывание, но и становится одним из главных смыслообразующих факторов.

— Как историк может работать с неисторическим материалом, какие у него есть для этого инструменты?

— Основное в работе историка — это, безусловно, работа с источниками, их отбор, классификация и дальнейшее выстраивание алгоритма работы с ними. Ведь включение тех или иных видов источников нередко меняет представление об изучаемом предмете. Вопрос об источниках особенно актуален сегодня, когда мы имеем дело с совершенно иными — цифровыми носителями, возможности которых влияют на наши представления о прошлом. В моем случае я имею дело преимущественно с аудиовизуальными источниками, которые не являются традиционными в работе историка. Я исследовала альбомы и концертные записи двух британских групп — «The Kinks» 1960-х годов и «The Libertines» 2000-х годов — наряду с мемуарами, биографиями музыкантов и периодикой.

— Вы уже делились результатами своих исследований с представителями академического сообщества? Как вас встречает профессиональная аудитория историков?

— Для меня прорывом в тему оказалось участие в прошлом году в Летней школе Берлинского университета имени Гумбольдта «The Globalisation of Musical Analysis — Between Meisterwerk-Ästhetik and Textual Studies», посвященной различным методам анализа популярной музыки, текстов и музыкальных форм. Во время обучения там я узнала о современных подходах к исследованию популярной музыки и об основных центрах по ее изучению. Этим летом мне удалось посетить один из таких центров — Институт популярной музыки Ливерпульского университета (Institute of Popular Music), и принять участие в Международной конференции по изучению популярной музыки, посвященной междисциплинарным подходам в этой области. Оказалось, что мое видение находит отклик в среде профессиональных музыковедов и исследователей, работающих в русле popular music studies. А успешная защита магистерской диссертации показала, что и в среде профессиональных историков существует интерес к этой теме. В любом случае я собираюсь продолжать исследование, тем более что у нас с коллегами большие планы по внедрению его результатов в преподавательскую деятельность. Вместе с ведущим научным сотрудником ИГИТИ Натальей Самутиной и младшим научным сотрудником ИГИТИ Алексеем Плешковым мы разработали и, начиная с прошлого года, читаем факультатив «Let’s Rock: проблемы исследования британской популярной музыки» в рамках программы общеуниверситетских гуманитарных факультативов ИГИТИ. И как показал опыт прошлого года, эта тема пользуется очень большим спросом в студенческой среде.

Людмила Мезенцева, новостная служба портала ВШЭ

-----------------------------------------

Магистерская программа «История знания в сравнительной перспективе» является сейчас одной из двух специализаций программы «История знания и социальная история» (вторая специализация — «Социальная история Запада и России»)

Вам также может быть интересно:

Стартовал VII сезон Всероссийской олимпиады студентов «Я — профессионал»

В Москве прошла пресс-конференция, посвященная открытию VII сезона Всероссийской олимпиады студентов «Я — профессионал» — флагманского проекта президентской платформы «Россия — страна возможностей».  Масштабное образовательное состязание нового формата реализуется при поддержке Министерства науки и высшего образования РФ.

Новая магистерская программа ВШЭ посвящена немецкоязычным странам

В 2020\21 учебном году на факультете гуманитарных наук НИУ ВШЭ откроется магистерская программа «Germanica: история и современность». Она направлена на подготовку специалистов широкого профиля по странам немецкоязычного ареала - Германии, Австрии и Швейцарии. Обучение будет проходить на русском и немецком языках, уровень владения немецким нужно подтвердить при поступлении. Об особенностях программы рассказывает ее академический руководитель Петр Резвых.

Студенты ВШЭ стали призерами международного конкурса по анализу данных от Kaggle

Магистранты второго курса программы «Прикладная статистика с методами сетевого анализа» Екатерина Мелианова и Артем Волгин заняли второе место в международном конкурсе по анализу данных. На основе данных опроса 19 717 респондентов из 171 страны исследователи Вышки проанализировали сообщество обладателей PhD в области Data Science.

Определена стоимость платного обучения для поступающих в 2020 году

Ученый совет ВШЭ утвердил стоимость обучения на бакалаврских и магистерских программах для поступающих в университет в 2020 году. Вышка будет софинансировать контракты наиболее успешных абитуриентов и обучать за собственный счет тех, кто находится в сложных социальных и материальных условиях.

Куратором нового профиля магистратуры «Практики современного искусства» станет режиссер Владимир Мирзоев

В Школе дизайна НИУ ВШЭ на магистерской программе «Практики современного искусства» открывается новый профиль «Искусство кино: режиссура и драматургия». Его куратором станет известный российский режиссёр Владимир Мирзоев. На Дне открытых дверей он рассказал, как поступить на профиль и каких абитуриентов здесь ждут.

«Куратор выявляет то, что “разлито” в современности, но еще не сформулировано»

В этом году НИУ ВШЭ и Музей современного искусства «Гараж» открыли магистерскую программу «Практики кураторства в современном искусстве», которая готовит кураторов и координаторов выставок. Что представляет собой профессия куратора в искусстве, в интервью новостной службе рассказали преподаватели программы – куратор Музея «Гараж» Валентин Дьяконов и главный редактор портала «Артгид» Мария Кравцова.

«ВШЭ дала возможность заняться теми исследованиями, которыми я хотел»

Закари Япл стал первым иностранным аспирантом департамента психологии, получившим степень PhD в Высшей школе экономики. В сентябре состоялась защита его диссертации, подготовленной в Центре нейроэкономики и когнитивных исследований Вышки и посвященной нейрофизиологическим аспектам принятия рискованных решений.

Звуковой ландшафт

Исследования звука — sound studies — позволяют изучить многоголосье и ритм жизни города. Это междисциплинарная область, в которой сотрудничают урбанисты, архитекторы, исследователи современной музыки, социологи, инженеры и лингвисты. Урбанисты благодаря исследованиям звука получили новый мощный научный инструментарий в дополнение к визуальному. С помощью статей, опубликованных в журнале НИУ ВШЭ «Городские исследования и практики», IQ.HSE разбирался в том, как sound studies воссоздают объемную картину городской жизни. 

Выпускной–2018: как это было

Темой общевышкинского выпускного, прошедшего в «Известия Hall», в этом году стала «бондиана». Участников вечера ждали шпионские игры и конкурсы, британский юмор и, конечно, много музыки.

111

выпускников бакалавриата и магистратуры Школы дизайна НИУ ВШЭ получили 30 июня дипломы (треть из них — красные). Это был первый выпуск Школы дизайна.