Более 10 000 студентов завершили обучение в рамках проекта «Цифровая кафедра» в НИУ ВШЭ за год
«Цифровые кафедры» — масштабный образовательный проект в рамках программы стратегического академического лидерства «Приоритет-2030», который направлен на формирование ИТ-компетенций у студентов разных направлений подготовки и специальностей. В Вышке по согласованию с Минобрнауки России и Минцифры России в рамках этого проекта организуется пять ИТ-модулей. В 2024 году в университете реализовано 106 курсов на программах бакалавриата и специалитета с привлечением более 100 штатных преподавателей и представителей индустрии.
В Высшей школе экономики по согласованию с Минобрнауки России и Минцифры России в рамках проекта «Цифровая кафедра» реализуется пять ИТ-модулей. Они включают базовые дисциплины и углубленные курсы по искусственному интеллекту и другим цифровым технологиям для конкретных отраслей, интегрированные в основные образовательные программы студентов всех направлений подготовки и специальностей. Предпосылки для внедрения такой модели появились еще в 2017 году благодаря проекту Data Culture.
В проекте «Цифровые кафедры» университет не стремится сделать из всех студентов разработчиков. После прохождения обучения студенты гуманитарных и социальных направлений подготовки понимают, как работают цифровые инструменты, способны принимать решения о сборе данных в рамках своей профессиональной деятельности и использовать данные для решения прикладных профессиональных задач.
Для освоения достаточного уровня компетенций в ИТ-модулях выделены три обязательных блока:
«Цифровая грамотность» — использование цифровых технологий и инструментов работы с информацией в личных, образовательных или профессиональных целях с учетом основ безопасности, этических и правовых норм;
«Алгоритмическое мышление и программирование» — от формализованной постановки задач и разработки алгоритма решения до использования современных инструментов программирования;
«Анализ данных и методы искусственного интеллекта» — от использования математических методов и моделей для извлечения знаний до решения профессиональных задач и разработки новых подходов.
В 2024 году в рамках проекта «Цифровая кафедра» в НИУ ВШЭ было реализовано 106 курсов на программах бакалавриата и специалитета с привлечением более 100 штатных преподавателей и представителей индустрии из таких крупных компаний, как «Яндекс», Т-Банк, МТС, Сбер.
Евгений Соколов
«Навыки программирования и анализа данных дают выпускникам ВШЭ конкурентное преимущество на рынке труда: специалистов, умеющих работать с данными, по-прежнему не хватает, и работодатели таких сотрудников очень ценят, — говорит Евгений Соколов, руководитель Департамента больших данных и информационного поиска факультета компьютерных наук ВШЭ, руководитель проекта «Цифровые кафедры». — Пригодятся эти навыки и в научно-исследовательской деятельности: в ближайшие десятилетия главные прорывы в науке будут происходить именно за счет совмещения нескольких направлений — на стыке ИТ и других предметных областей».
В рамках проекта «Цифровая кафедра» разработан инструмент независимых измерений цифровых компетенций с привлечением внешних экспертов и валидацией у работодателей. Сформированы банки заданий по цифровым компетенциям: «Цифровая грамотность», «Алгоритмическое мышление и программирование» (более 650 заданий по трем уровням), «Анализ данных и методы искусственного интеллекта» (более 1500 заданий по трем уровням). Кроме того, разработаны рамки и спецификации экзаменов по данным цифровым компетенциям, в 2024 году независимые измерения прошли более 30 000 студентов НИУ ВШЭ.
Сергей Рощин
«Массовый выпуск специалистов с цифровыми компетенциями способствует ускоренному развитию цифровой экономики и формированию технологического суверенитета России, — отметил Сергей Рощин, проректор НИУ ВШЭ. — Высшая школа экономики продолжает активно внедрять новые образовательные технологии, делая цифровые навыки доступными для студентов всех направлений подготовки».
Учащиеся прошли все курсы ИТ-модулей и подтвердили свой уровень владения цифровыми инструментами. Более 7300 выпускников получили квалификацию в области ИТ, а более 2800 выпускников улучшили навыки в сферах финансов и цифрового дизайна. Высокие результаты обучения свидетельствуют о росте интереса к цифровым технологиям как со стороны студентов, так и со стороны преподавателей.
Дополнительно в 2024 году в рамках проекта «Цифровая кафедра» были реализованы специализированные проекты, направленные на совершенствование обучения в области ИТ-компетенций и на развитие цифровой культуры в университете в целом. Так, в 2024 году были разработаны курсы повышения квалификации по применению технологий искусственного интеллекта в образовательном процессе и административно-управленческой деятельности, которые успешно прошли более 1300 сотрудников НИУ ВШЭ.
Впервые был организован конкурс навыков использования ИИ-инструментов на основе машинного обучения при создании исследовательских работ для студентов всех программ бакалавриата и магистратуры НИУ ВШЭ, которые защищали выпускную квалификационную работу в 2024 году. Была собрана база практик использования ИИ-инструментов при подготовке выпускных квалификационных работ. Наиболее высокий уровень прослеживается в конкурсных работах, где выпускники применяли инструменты на базе искусственного интеллекта для выполнения практической части ВКР и разработки собственного продукта.
Помимо обучения, в рамках проекта «Цифровые кафедры» решалась задача создания ИИ-ассистента для изучения языка программирования Python, который поможет студентам при решении задач понять, где была допущена ошибка в коде, и предложит рекомендации для ее устранения без предоставления исправленного кода. Кроме исследователей НИУ ВШЭ, свои идеи предложили 89 команд из ведущих университетов страны в ходе хакатона HSE AI Assistant Hack: Python, проведенного в рамках проекта «Цифровая кафедра» с 13 по 20 октября 2024 года. Лучшие решения адаптируются для внедрения в Smart LMS.
На базе онлайн-кампуса были проведены два хакатона для студентов, которые увлекаются анализом данных, визуализацией и машинным обучением: хакатон для ПСБ, в рамках которого команды работали над задачей, связанной с потребностью в оптимизации крупной гостиничной сети, и хакатон по рекомендательным системам для Сбера HSE Sber RecSys Hack.
Центром искусственного интеллекта, Школой иностранных языков и онлайн-кампусом НИУ ВШЭ совместно разработана нейросеть «ИИ Лингво». Модель обучена на основе тысяч экспертных оценок устных и письменных текстов, созданных реальными участниками академического общения. Бета-версия доступна с 1 октября, модель проходит постоянное дообучение и калибровку для дальнейшего внедрения в процесс оценивания работ студентов.
Комплекс мероприятий в рамках проекта «Цифровая кафедра» в 2024 году позволил не только обеспечить формирование у студентов НИУ ВШЭ цифровых компетенций, но и создать новые продукты, необходимые для дальнейшего развития цифровой культуры образования в университете в целом.
Вам также может быть интересно:
«Конференция “Параллельные вычислительные технологии” — знаковое событие в мире IT»
Вышка готовится к IT-конференции «Параллельные вычислительные технологии — 2025». Тематика форума покрывает все аспекты применения облачных, суперкомпьютерных и нейросетевых технологий в науке и технике. Прием заявок, в том числе от молодых ученых, на участие с докладом открыт до 1 января 2025 года.
Вышка и InfoWatch научат защищать персональные данные
Центр программных разработок и цифровых сервисов ВШЭ в сотрудничестве с Базовой кафедрой Акционерного общества «ИнфоВотч» НИУ ВШЭ разработали программу повышения квалификации «Персональные данные в действии» для Академии InfoWatch. К созданию курса были привлечены лучшие специалисты по защите персональных данных из разных отраслей.
«Наша система позволяет предотвращать сбои в работе центров обработки данных»
Студент первого курса магистерской программы «Продуктовый подход и аналитика данных в HR-менеджменте» Константин Балцат с командой единомышленников разработали систему прогнозирования отказов жестких дисков на основе машинного обучения. С этим проектом они второй год подряд входят в число лучших на хакатоне «Цифровой прорыв». «Вышка.Главное» побеседовала с Константином о разработках инноваций и учебе в университете.
НИУ ВШЭ и ПСБ провели хакатон по ИИ для студентов ведущих вузов страны
В конце сентября онлайн-кампус НИУ ВШЭ и ПСБ организовали хакатон для студентов, которые увлекаются анализом данных, визуализацией и машинным обучением, а также студентов креативных индустрий. На хакатон зарегистрировалось 620 человек, приняло участие 428 человек из разных регионов РФ. За первое место боролись студенты лучших российских университетов, а также учащиеся из других государств. Победителями турнира стала команда из Вышки.
Законы физики: как Высшая школа экономики стала Высшей школой IT-технологий и ИИ
Сотрудничество лидеров IT-индустрии и ведущих вузов в подготовке высококлассных специалистов стало ключевым трендом последних лет. Как построено IT-образование в Вышке и как университет стал лидером в сфере искусственного интеллекта, рассказал ректор НИУ ВШЭ Никита Анисимов на пресс-завтраке «Яндекс Образования» «Бигтехи и университеты: итоги приемной кампании — 2024/25 и модели партнерства».
ИИ и чат-боты: будущее образования уже здесь
Нейросети открывают новые возможности для образовательного процесса. Об их использовании в образовании для построения чат-ботов ученые НИУ ВШЭ рассказали на интерактивной лекции в рамках фестиваля-форума «Москва 2030». Эксперты поделились опытом разработки ИИ-помощника для студентов в рамках стратегического проекта «ИИ-технологии для человека».
Data Culture: новое время требует новых решений
Модуль образовательной программы Data Culture стартовал в Вышке семь лет назад. Уже тогда было ясно, что умение работать с данными становится необходимым навыком для любого специалиста, независимо от его профессиональной области. За это время курсы проекта изучили тысячи студентов. Сейчас он охватывает все кампусы НИУ ВШЭ, а за 2024 год независимые экзамены по цифровым компетенциям сдали 26 903 студента. К новому учебному году запланировано обновление нескольких курсов. О том, какие изменения ожидают Data Culture, рассказываем в материале.
НИУ ВШЭ и «Ромир» изучили отношение россиян к развитию ИТ
Школа коммуникаций НИУ ВШЭ и исследовательский холдинг «Ромир» представили результаты первого масштабного исследования о восприятии россиянами информационных технологий. Его целью стало создание эффективного инструментария для регулярного мониторинга отношения жителей страны к новым вызовам цифровой эпохи. Использовалась методология смешанного дизайна, включающая комплексный анализ обсуждений российского медиаполя (охват — 1 млн сообщений, 470 тыс. авторов, 16,7 млрд просмотров) и репрезентативный опрос населения (выборка — 2500 человек в возрасте 18–65 лет).
Law & IT: в нижегородской Вышке открылась новая программа профпереподготовки
Новая совместная междисциплинарная программа ДПО двух факультетов — факультета права и факультета информатики, математики и компьютерных наук НИУ ВШЭ — Нижний Новгород — позволит выпускникам сделать бизнес-процессы более эргономичными.
Код с добром: студенты разработали IT-решения для благотворительных фондов
В Вышке прошел первый IT-марафон «Код со смыслом». Студенты пяти вузов в течение 24 часов разрабатывали IT-решения для благотворительных фондов, чтобы сделать жизнь их подопечных лучше, а работу сотрудников — комфортнее. Команды победителей получили денежные призы, а НКО-участники — новые программные решения.