• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

На Академическом форуме БРИКС обсудили возможности и угрозы искусственного интеллекта

В рамках Академического форума БРИКС, который на днях завершил свою работу в Москве, ученые, эксперты и представители бизнеса обсудили вопросы развития технологий искусственного интеллекта (ИИ), в том числе разработку стандартов и этических норм в этой области, а также совместные исследовательские проекты стран объединения.

Искусственный интеллект — одна из самых обсуждаемых тем в мире, инвестиции в эту область продолжают расти. По оценкам экспертов, к 2030 году мировой рынок ИИ достигнет примерно 2 трлн долларов, а технологии проникнут во все сферы жизни. В 2023 году страны БРИКС создали исследовательскую группу по ИИ. Благодаря ее работе страны объединения увеличат доступ к инфраструктуре для создания и внедрения ИИ.

Сергей Наквасин

Участники Академического форума БРИКС обсудили ИИ в ходе нескольких сессий. Сергей Наквасин, директор Национального центра развития искусственного интеллекта при Правительстве РФ, модератор дискуссии «Искусственный интеллект: друг или враг?», отметил, что наличие системы обмена эффективными практиками по развитию и внедрению ИИ является значимым фактором укрепления взаимодействия стран в рамках БРИКС.

«Глобально включение тематики ИИ в повестку БРИКС позволит нашим странам выработать совместный взгляд на международное развитие ИИ, который мы сообща сможем предложить мировому сообществу для решения задач равномерного глобального развития ИИ», — подчеркнул он.

В процесс создания правил разработки и использования ИИ во всех отраслях должны включаться все страны мира. БРИКС может выступать платформой для формирования справедливого и инклюзивного регулирования технологий ИИ.

Сергей Гарбук

Сергей Гарбук, директор по научным проектам НИУ ВШЭ, председатель технического комитета по стандартизации №164 «Искусственный интеллект» (ТК 164), отметил готовность партнеров по БРИКС к сотрудничеству по развитию технологий ИИ. Он рассказал, что в апреле этого года Россией и Индией была опубликована «Белая книга» оценки соответствия технологий ИИ. Ознакомиться с ней можно на сайте технического комитета по стандартизации №164.

«Также был запущен ряд пилотных экспериментов по разработке приемлемых для двух стран подходов к оценке соответствия технологий ИИ. Мы считаем, что такая совместная работа позволит повысить качество разрабатываемых решений и обеспечить их безопасность», — подчеркнул Сергей Гарбук.

Алексей Масютин

Алексей Масютин, руководитель Центра ИИ НИУ ВШЭ, операционный директор Института искусственного интеллекта и цифровых наук ФКН НИУ ВШЭ, выступил модератором сессии «Безопасный прогресс: развитие в эру высоких технологий». Участники обсудили, какие отрасли высоких технологий вызывают повышенный интерес в странах мирового большинства, а также инструменты регулирования в сфере высоких технологий.

«Мы видим различные тенденции: с одной стороны, выходят все новые модели, которые своими навыками поражают даже тех специалистов, которые давно занимаются ИИ, — сказал он. — С другой стороны, ведущие исследователи, фокусирующиеся на вопросах безопасности и доверия систем ИИ, покидают такие крупные компании, как OpenAI, что не может не вызывать настороженности». В этом плане странам БРИКС предстоит сформировать свой взвешенный путь развития и сбалансированного регулирования систем ИИ, резюмировал Алексей Масютин.

Академический форум БРИКС — главное мероприятие по линии экспертного трека в рамках председательства России в БРИКС в 2024 году — проходил с 22 по 24 мая в Москве. Организатором форума выступил Экспертный совет БРИКС, который создан во исполнение поручения Правительства РФ на базе НИУ ВШЭ по инициативе МИД и Минфина России. Экспертный совет по итогам работы форума подготовит рекомендации для лидеров стран объединения к встрече 22–24 октября 2024 года в Казани.

Вам также может быть интересно:

Динамику ESG в мире обсудили на международной конференции по вопросам устойчивого развития в Вышке

Участники форума «ESG Corporate Dynamics: the Challenges for Emerging Capital Markets» обсудили использование ИИ в сфере устойчивого развития, влияние климатической уязвимости на привлечение институциональных инвесторов, тренды ESG-политики в Южной Корее и Китае, разработку интегральной ESG-модели для оценки вероятности дефолта компаний и многие другие вопросы. В работе конференции, организованной факультетом экономических наук ВШЭ, приняли участие более 20 ученых из ведущих университетов Китая, Египта, Малайзии и других стран.

Исследователи из ВШЭ разработали Python-библиотеку для анализа данных движений глаз

Исследовательская группа из Высшей школы экономики разработала Python-библиотеку EyeFeatures, предназначенную для анализа и моделирования данных движений глаз. Инструмент призван облегчить работу ученых и разработчиков, предоставляя им возможность эффективно обрабатывать сложные данные и строить предсказательные модели.

Достижения Вышки в сфере ИИ представили на AIJ

На площадке международной конференции AI Journey состоялась сессия под руководством вице-премьера Дмитрия Чернышенко, посвященная достижениям российских исследовательских центров в области искусственного интеллекта. Руководитель Центра ИИ ВШЭ Алексей Масютин представил ключевые разработки исследователей центра.

Фантастика vs реальность: ВШЭ и Евразийский НОЦ обучили преподавателей Башкортостана работе с ИИ

В начале ноября в Уфе состоялось обучение по программе повышения квалификации «Искусственный интеллект и его применение в научных исследованиях» для преподавателей и ученых Республики Башкортостан. Организаторами программы выступили Центр непрерывного образования ФКН НИУ ВШЭ и Евразийский научно-образовательный центр. Обучение было реализовано в сетевой форме по трем направлениям: гуманитарному, естественно-научному и техническому.

Искусственная революция: как ИИ меняет образование

Искусственный интеллект стремительно ворвался в образовательное пространство и стал помощником и напарником студентов и преподавателей. Сегодня владение ИИ-инструментами становится универсальной компетенцией и требует от педагогов освоения новых навыков и подходов как к учебному процессу, так и к оцениванию успехов студентов.

Ученые НИУ ВШЭ признаны лидерами в сфере развития ИИ

В рамках международной конференции по искусственному интеллекту и машинному обучению AI Journey наградили победителей Национальной премии «Лидеры ИИ — 2024». Лауреатами стали Сергей Самсонов, научный сотрудник Международной лаборатории стохастических алгоритмов и анализа многомерных данных Института искусственного интеллекта и цифровых наук ФКН ВШЭ, и Елена Тутубалина из Института искусственного интеллекта AIRI и Научно-учебной лаборатории моделей и методов вычислительной прагматики ФКН ВШЭ. Еще один ученый Вышки стал финалистом премии.

Обуздать стихию: как ИИ интегрируется в учебный процесс в странах мира

Искусственный интеллект постепенно становится незаменимой частью высшего образования. Его используют и студенты, и преподаватели для снижения объема рутинных задач и расширения своих возможностей. Ограничения и перспективы ИИ рассматриваются в докладе «Начало конца или новой эпохи? Эффекты генеративного искусственного интеллекта (ГИИ) в высшем образовании», который вышел в журнале «Современная аналитика образования» под научной редакцией научного руководителя НИУ ВШЭ Ярослава Кузьминова.

«Нам нужны собственные модели ИИ, обученные на местных данных»

Цифровизация экономики и стремительное развитие технологий искусственного интеллекта ставят новые вызовы перед антимонопольными органами во всем мире. Крупнейшие игроки рынка ИИ, обладая значительными ресурсами, могут препятствовать входу новых участников и устанавливать антиконкурентные цены. Кроме того, при использовании ИИ возникает все больше этических вопросов, ответы на которые мировое сообщество еще не выработало. Эти и другие проблемы эксперты обсудили на Третьем форуме по цифровой конкуренции БРИКС+.

Виртуальный Моцарт, бот «Венчурный капитал» и генерация учебных видео: как в Вышке применяют ИИ

В середине ноября в Вышке состоялся митап, на котором преподаватели, исследователи и административные работники университета представили собственные проекты и поделились опытом использования ИИ-технологий в образовательной и научной деятельности. Встреча прошла в рамках программы повышения квалификации «Искусственный интеллект в образовании и исследованиях».

Названы ключевые тренды в образовании — 2025

Искусственный интеллект и виртуальная реальность все чаще становятся частью образования. Больше половины преподавателей-новаторов готовы поддерживать мультимодальные подходы с использованием ИИ, а каждый третий студент считает, что технологии способны сделать учебу интереснее и удобнее. Такие данные представили Лаборатория инноваций в образовании ВШЭ и холдинг Ultimate Education.