• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Бой женщин, творчество нейросетей: в Вышке прошел последний в сезоне полуфинал «Научных боев»

Отсутствие пунктуации в стихотворении необязательно говорит о неграмотности автора, а женщина-тренер в боевых искусствах — это не только про спорт. Нестандартный подход и смелые гипотезы — вот что объединяет участников «Научных боев» Вышки седьмой год подряд. Четвертый полуфинал этого сезона не только открывает новых исследователей, но и меняет локацию: в этот раз научный батл впервые состоялся в питерском кампусе Вышки.

«Научные бои НИУ ВШЭ» — студенческий научно-популярный проект, который уже семь лет собирает в одном зале молодых ученых с самыми смелыми исследованиями из разных областей. Каждому участнику дается 10 минут, чтобы максимально ярко и интересно рассказать о своей работе, ответить на вопросы аудитории и жюри. Оценки жюри суммируются с результатами зрительского голосования, и объявляется лидер. В течение сезона проводятся четыре полуфинала, победители которых затем встречаются на финальной битве. Наиболее успешные исследователи награждаются призами, а чемпион сезона получает академический тревел-грант.

Последний полуфинал VII сезона «Научных боев» проходил в питерском кампусе Вышки: студенты разных образовательных программ по очереди выходили к зрителям, чтобы поделиться с ними и со строгим жюри результатами своих исследований.

Кто правит творчеством в эпоху нейросетей

Магистрант ОП «Право интеллектуальной собственности в цифровую эпоху» Михаил Кухно взялся изучить, как в современном обществе относятся к творчеству искусственного интеллекта (ИИ) с точки зрения права.

Нейросети генерируют немало уникального контента, в том числе визуального. Некоторые программы даже могут генерировать фото живого человека. При этом право в области технологий ИИ пока никак не контролируется и никакого теоретического консенсуса в научной среде по этому вопросу нет, констатирует исследователь.

Михаил Кухно
© Елизавета Сытикова / НИУ ВШЭ — Санкт-Петербург

«Масла в огонь подливают ежедневные инфоповоды, связанные с использованием искусственного интеллекта в искусстве. Например, в Нью-Йорке на аукционе Christieʼs с молотка ушла картина, созданная искусственным интеллектом. Ее продали за 430 тысяч долларов, хотя ожидалось, что на аукционе за нее дадут не больше 10 тысяч долларов», — отмечает Михаил Кухно. Произведение «искусственного» искусства оценили выше, чем работу Энди Уорхола, что особенно возмутило других художников.

Возникает вопрос: можно ли считать творчеством то, что создает искусственный интеллект? И что тогда есть творчество? На последний вопрос Михаил дает следующий ответ: это процесс, осуществляемый человеком, он зависит от эмоций, чувств и посыла, который автор вкладывает в свое произведение. ИИ ограничен рамками, заданными его разработчиками. Когда человек создает картину, он опирается на смысл, который хочет донести до мира и других людей. ИИ, даже будучи продвинутым, выполняет свои функции только в рамках установленных алгоритмов, что по определению не подпадает под понятие творчества, уверен исследователь.

В то же время искусственный интеллект может быть разным. Например, существуют программы-инструменты, выполняющие определенные функции, такие как автосъемка на смартфонах. А есть нейросети, чью работу можно назвать более близкой к понятию «творчество»: например, ChatGPT способен писать художественные тексты или генерировать изображения.

Перед правовой системой стоит важная задача — как правильно регулировать использование нейросетей, особенно в сфере искусства. На данный момент остается открытым вопрос о том, кто должен быть владельцем прав на интеллектуальную собственность — автор нейросети, пользователь или сама нейросеть. Это требует дальнейшего изучения и разработки четких законов, чтобы учесть интересы всех участников процесса, подытожил Михаил Кухно.

«не баг а фича»‎

«Жульничество по отношению к поэзии», «нелепая поставангардисткая мода», «рассчитана на неразборчивого читателя» — именно с такими высказываниями столкнулась студентка третьего курса ОП «Филология» Мадина Мохаммад, когда начала заниматься исследованиями современной поэзии без пунктуации.

Она же решила посмотреть на данный феномен с точки зрения теории литературы, а именно — минус-приема. По определению известного литературоведа Юрия Лотмана, минус-прием — это отсутствие в тексте того, к чему читатели уже привыкли. Например, традиционно в стихах присутствует рифма, ее отсутствие считается минус-приемом. Мадина уверена, что отсутствие пунктуации также является минус-приемом. Свою работу она так и назвала: «не баг а фича современная поэзия против пунктуации‎» — именно с такой авторской расстановкой знаков, точнее, совсем без них.

Мадина Мохаммад
© Елизавета Сытикова / НИУ ВШЭ — Санкт-Петербург

Подобный прием, по ее словам, существовал, например, еще в XX веке, однако сама студентка сфокусировалась именно на современных поэтах. Для ее выборки было важно, чтобы все поэты были так или иначе признаны в литературоведческом поле и принадлежали к разным поколениям и к разным литературным направлениям. По итогам исследования Мадина разделила отсутствие пунктуации на три категории.

  1. Полное отсутствие пунктуации — самый частый случай, особенно для современной поэзии. В такой ситуации читателю как будто предоставляется полная свобода, ведь он сам может расставлять акценты и запятые. Еще одна фича таких текстов — подражание потоку сознания и латинскому синтаксису, где пунктуации как таковой нет.
  2. В целом с пунктуацией все в порядке, но требуемый знак в конце строчки отсутствует. Данный случай более интересен с точки зрения стиховедения, так как может помочь ответить на вопрос, что такое стихи в принципе. Читатель привык, что стихи разделены на строки, что задает при чтении определенные ритм и паузы. Зачем ставить запятую в конце строки, если ритм уже задан?
  3. Необычные вещи вроде точки вместо запятой для поэтической игры. В этом случае поэты часто выкидывают точки или запятые, но оставляют тире для смыслового выражения. В подобных стихах обычно все то, что происходит на сюжетном уровне, проецируется на уровень графики, поэтому пунктуационный анализ текста может раскрыть, что происходит в нем на уровне сюжета.

Поток сознания, попытка избежания стихотворной избыточности, стилизация под латинский синтаксис, намеренная поэтическая игра и в целом тенденция не использовать знаки препинания становятся фичей современных текстов, которую многие поэты используют как минус-прием. При этом у читателя появляется свобода, когда он самостоятельно может смотреть на текст без расставленных заранее знаков препинания, и — что важно — это необязательно говорит об авангарде и тотальном разрыве с традицией. Такая, казалось бы, безграмотная тенденция становится естественным, закономерным витком развития поэзии, которая всегда ищет новые формы выражения.

«Может быть, правила и созданы для того, чтобы их нарушать», — подытожила Мадина Мохаммад.

(Не)слабый пол: карьера женщин-тренеров в боевых искусствах

Студентка 4-го курса ОП «Социология и социальная информатика» Нина Скороходова вышла на ринг «Научных боев» в боксерских перчатках и под песню “Let’s get ready to rumble!” Майкла Баффера. Она представила исследование «‎(Не)слабый пол: карьера женщин-тренеров в боевых искусствах».

В социологической теории понятие «карьера» рассматривается как череда переходов из одной профессии в другую. В данном случае тренерство будет служить в качестве завершающего этапа профессии спортсмена. Если попросить человека представить себе спортивного тренера, то, скорее всего, он, по версии социолога, представит «мужчину примерно сорока лет в старых спортивках». И не будет так уж далек от истины. Но где же тогда место женщины в этой карьере и с какими трудностями им приходится сталкиваться?

Нина Скороходова
© Елизавета Сытикова / НИУ ВШЭ — Санкт-Петербург

Чтобы ответить на этот вопрос, Нина Скороходова провела серию интервью с женщинами-тренерами в самых разных локациях: спортивных залах, на кухне и на прогулке с детьми. Это личные истории, которые полны искренности и знаний о спорте.

По результатам исследования студентка разделила женщин-спортсменок на две категории согласно порогу входа в профессию.

  1. Бойцы с пеленок. Как правило, такие женщины продолжают династию спортсменов и приходят в зал за родителями, братьями и сестрами. Как шутит одна из участниц интервью, она «научилась ходить в спортивном зале». Спорт прочно входит в их жизнь и становится единственной очевидной траекторией карьеры: тренировки, сборы, соревнования — и так по кругу. К двадцати годам, помимо медалей, они приобретают проблемы со здоровьем, и тут возникает вопрос: а кем тогда работать? Ответ — тренерство. Как правило, в уже знакомом женщинам зале им дают группу детей, с которыми они занимаются легкой физкультурой. Но эти женщины тоже хотят развития, ведь для них спорт — это что-то намного шире, чем попрыгать с детишками пару раз в неделю в зале.
  2. Осознанный возраст. Такие женщины входят в спорт, когда по разными причинам (расставания, утраты, зависимости) они ищут спасательный круг, который поможет им удержаться на плаву. Однако они сталкиваются с непринятием, ведь их считают «потенциально неудобным партнером». Так что долгое время им приходится доказывать, что с ними тоже можно встать в спарринг, что они в силах тренироваться наравне со всеми.

Однако, как и везде, возникают кризисы, которые приводят к выгоранию. Это выгорание возникает на фоне постоянных конфликтов, в рамках которых живут женщины.

Конфликт №1: ролевой. Общество навязывает индивидууму роль, и часто медиа представляют женщину хрупкой, нежной, заботящейся о детях. Это рамки одной роли. Женщина, которая выходит на ринг и ломает нос другой женщине, — уже другая роль. И такие роли друг другу не соответствуют.

Конфликт №2: ожиданий и социальной оценки. Общество склонно формировать свое отношение к другим людям, основываясь на их поведении и действиях. То же касается и женщин-спортсменок. Например, в исследовании было отмечено, что некоторые действия, которые выполняют женщины, по мнению окружающих, сказываются на их здоровье. По словам одной из девушек, молодой человек расстался с ней, так как «она родила бы ему кривых детей, потому что ее бьют в живот». Такие предубеждения, безусловно, негативно сказываются на самоощущении женщин.

Конфликт №3: унаследованной мужественности. Когда женщины с детства или с осознанного возраста привыкли к тому, что тренер — это такой строгий неэмпатичный мужчина, им становится непривычно проявлять эмпатию или привязанность к детям, которых они тренируют, отмечает Нина Скороходова. Девушки признаются, что здесь вступают в конфликт с самими собой, вследствие чего им приходится искать свой уникальный тренерский стиль.

Что делать с этими конфликтами? Двигаться только вперед — к такому выводу пришли тренеры-женщины и исследовательница. Осуждение, предвзятые мнения, завышенные ожидания — вечные попутчики в любой сфере.

В финале выступления Нина Скороходова процитировала одну из своих респонденток: «Я думаю, что нет ничего конкретно мужского и конкретно женского: все, начиная от готовки и стирки и заканчивая громкими криками на трибунах и умением за себя постоять, свойственно нам всем». Профессиональные спортсмены развивают качества, которые присущи всем людям. А инструменты исследователя-социолога помогают изучать разные проявления жизни других людей и искать указатели для дальнейшего развития общества.

Повысить доверие к науке и ученым

Финальным аккордом этого полуфинала стало выступление студентки ОП «Социология и социальная информатика» Валерии Гринченко, посвященное доверию к науке и ученым.

Наука играет важную роль в современном мире, «пронизывает все сферы общества», обратила внимание аудитории исследовательница. Однако существует проблема недостаточного доверия к науке в обществе, уверена она. Валерия Гринченко проанализировала данные опросов граждан ЕС и России о доверии к науке и результатам научных исследований. Оказалось, что и в нашей стране, и в странах Европы результаты научных исследований часто воспринимаются скептически и многие граждане им не доверяют.

Недоверие к науке может быть вызвано различными причинами. Одной из них, по словам Валерии Гринченко, является финансирование исследований частными компаниями. «Когда исследование финансирует какая-либо компания, обязательно возникает вопрос об объективности полученных результатов», — говорит она. Многие люди считают, что частные спонсоры могут влиять на выводы исследований в свою пользу.

Еще одним фактором, влияющим на доверие к ученым и науке, являются потенциальные негативные последствия инновационных открытий. В качестве примера Валерия Гринченко привела недоверие к научным разработкам в сфере искусственного интеллекта. Люди опасаются, что внедрение таких технологий может привести к замене человеческого труда машинами и, как следствие, к сокращению рабочих мест.

Валерия Гринченко (в центре)
© Елизавета Сытикова / НИУ ВШЭ — Санкт-Петербург

«Еще в 2000-х годах некоторые исследователи отметили кризис доверия к науке», — говорит Валерия Гринченко. Научные инициативы часто не воспринимаются всерьез, что негативно сказывается на развитии науки. Доверие граждан — крайне важный драйвер увеличения качества и количества научных исследований, поскольку спонсорами научных исследований часто становятся частные компании. «Если научные инициативы не будут восприниматься в обществе, а результаты научных исследований не будут внедряться в жизнь обычных людей, то это неминуемо снизит количество инвестиций в сферу знаний», — отмечает исследовательница.

При этом для повышения доверия к науке недостаточно только развивать научную грамотность. Необходимо также повышать научную осведомленность общества через внедрение научно-популярных форматов.

В разных странах уровень доверия к ученым и научным институтам различается: по мере роста уровня развития страны доверие к ученым возрастает, тогда как доверие к научным институтам, наоборот, снижается.

«Такие мероприятия, как “Научные бои”, помогают большему числу людей узнать про научные исследования, применять результаты исследований в жизни, а также больше доверять науке и ученым», — подчеркнула Валерия.

Четвертый полуфинал VII сезона оценивали:

 профессор кафедры теории и истории права и государства НИУ ВШЭ в Санкт-Петербурге Михаил Антонов;

 преподаватель Санкт-Петербургской школы социальных наук Анастасия Андреева;

 преподаватель Санкт-Петербургской школы гуманитарных наук и искусств Маргарита Кирина;

руководитель отдела образовательных программ и технологий Учебного центра подготовки руководителей (Кочубей-центра) НИУ ВШЭ в Санкт-Петербурге Зоя Апевалова.

По результатам опроса жюри и зрителей, победительницей IV полуфинал VII сезона «Научных боев» стала Нина Скороходова и ее доклад про женщин-тренеров.

Организация мероприятия в Санкт-Петербурге проходила в сотрудничестве с Научно-Исследовательским Клубом "Academica Scientia" и Студенческим советом НИУ ВШЭ — Санкт-Петербург.

Текст: Влада Баянкина, Александра Зинченко, стажеры-исследователи Проектно-учебной лаборатории экономической журналистики НИУ ВШЭ

Вам также может быть интересно:

От холодного плавания до стереотипов в спорте: как прошел финал VII сезона Научных боев

На сцене, которая была построена в атриуме кампуса на Покровском бульваре, прошел финальный батл VII сезона Научных боев. Победителя сезона и обладателя академического тревел-гранта предстояло выбрать профессиональному жюри и гостям мероприятия. За победу боролись магистранты из московского и питерского кампусов ВШЭ с исследованиями, посвященными ЕГЭ, эффекту закаливания, импакт-контенту и историям женщин — тренеров по боксу.

Наука побеждать: фестиваль «Республика ученых» состоялся в Вышке

8 ноября уже в седьмой раз прошел фестиваль науки НИУ ВШЭ «Республика ученых». Его цель — напомнить студентам университета, что наука многогранна и универсальна, показать области знания, с которыми они не сталкиваются в рамках своей образовательной программы, познакомить молодых ученых друг с другом. Гостей ждали интерактивы, научно-популярные лекции преподавателей и выпускников НИУ ВШЭ и финал VII сезона «Научных боев».

Мода по закону, расписание по теории графов: в Вышке прошел III полуфинал «Научных боев»

В VII сезоне организаторы проекта «Научные бои» освоили межкампусный формат: впервые на батл вышли студенты всех четырех кампусов Вышки — из Перми, Нижнего Новгорода, Санкт-Петербурга и Москвы. Импакт-контент, черная металлургия в разгар санкций, модный показ и оптимизация продуктивности по теории графов — победителя, как всегда, выбирали зрители вместе с членами жюри.

От аутентичности до патентов: как прошел второй полуфинал «Научных боев»

Под лозунгом «Никаких презентаций. Только бесконечная харизма, обаяние и интересный реквизит» прошел 2-й полуфинал VII сезона «Научных боев» в павильоне «Рабочий и колхозница» на ВДНХ. Четыре участника, каждый с уникальной темой и подходом, представили результаты своих исследований, охватывающих широкий спектр областей — от социальных наук до координационной химии.

Звездная дипломатия и украденная Луна: стартовал VII сезон «Научных боев»

Первые в этом году «Научные бои» состоялись ночью, точнее, в самый разгар «НОЧИ Студента — 2024». Молодые исследователи говорили о полетах в космос, разбирали семиотику винных этикеток, обсуждали, как купание в ледяной воде влияет на психику «моржей», а жизненные обстоятельства — на перспективы женщины стать убийцей. Батл и выборы первого финалиста сезона прошли в Центре культур НИУ ВШЭ.

Что исследуют преподаватели Вышки: специальный выпуск «Научных боев»

В Высшей школе экономики в рамках фестиваля «Наука³» прошел специальный выпуск «Научных боев». Защищать свои проекты на сцену вышли преподаватели Вышки, а студенты — полуфиналисты и финалисты прошлых сезонов — заняли места в жюри. Исследователи посвятили зрителей в мир современной дендрохронологии, психологических видео на YouTube, фэнтезийных вселенных и монетизации исследований паттернов потребления.

От целебных клумб до волшебных таблеток: в Вышке финишировал VI сезон Научных боев

В конце сентября состоялась финальная битва VI сезона Научных боев НИУ ВШЭ. В ней сошлись авторы самых популярных проектов сезона — от разработчиков нейросетей для геймдева до исследователей влияния цветочных клумб на уровень преступности. Победителем названа Анастасия Корженевская с проектом про производство новых лекарств. Схватка молодых исследователей стала одним из особенных событий фестиваля «Проектируем будущее» на ВДНХ.

От гениальных грибов до постфеминизма: в Вышке прошел последний в сезоне полуфинал Научных боев

VI сезон Научных боев в Вышке выходит на финишную прямую. Июньский полуфинал помог окончательно определить список финалистов, а многим зрителям — выбрать фаворитов. Молодые исследователи в этот раз решили разобраться, как провести опознание и не сломать судьбу человека, поднять успеваемость ребенка, но не привить синдром отличника. А также выяснили, что грибы и плесень помогают рубцевать шрамы и спасать экологию, а приверженцы постфеминизма к собственным образам в TikTok относятся очень неоднозначно.

Нейросети в геймдеве, ужасы в кино, кладбища в России: как прошли «Научные бои» в Вышке

В конце апреля в Высшей школе экономики состоялся третий полуфинал VI сезона«Научных боев». Путешествие в науку, заявленное как главная тема сезона, в этот раз привело исследователей в Новое время. На сцене сошлись технологии нейросетей, урбанизация кладбищ,«хищнические журналы» и horror studies. Местом встречи исследователей стал павильон«Рабочий и колхозница» на ВДНХ.

От ловца снов до тюремного жаргона: в Вышке прошел второй полуфинал Научных боев

Ключевая тема VI сезона Научных боев НИУ ВШЭ — путешествие в таинственный и опасный мир Средневековья. Во втором полуфинале 19 марта на одной сцене сошлись украденная культура индейцев, фармакологические нейросети, тюремный жаргон и «заболевшее» высшее образование. Свои проекты студенты разных образовательных программ Вышки представляли в пространстве Community.