Ярослав Бахметьев выступил с лекцией в Культурном центре ЗИЛ
6 декабря в Культурном центре ЗИЛ в рамках проекта «Университет, открытый городу», с лекцией «Russian Nation-Empire-State-Building» (на русском языке) выступил преподаватель кафедры политического поведения ВШЭ Ярослав Бахметьев.
На лекции молодой исследователь попытался найти ответы на сложные вопросы: что такое нация, какое место отводится этносу при формировании нации, как процесс формирования нации помогает воспитывать чувство патриотизма и противостоять национализму.
Ответы оказались не всегда очевидными, а иногда даже спорными.
По словам Бахметьева, нация далеко не всегда является тем конструктом, который строит государство для своих целей. Процесс может быть и обратным. При этом отдельный этнос вообще может не играть никакой роли.
Бахметьев подчеркивает, что гражданский национализм это явление, которое взращивает нацию, а этнический — противопоставляет ее всем остальным общностям. Таким образом, нация является общностью разных социокультурных, языковых и даже расовых групп, которые гармонично сосуществуют и дополняют друг друга. Однако лектор не согласен с утверждением, что патриотизм является синонимом национализма. Дело в том, что патриотизм обращен к прошлому нации, а национализм способен возникать, когда у нации еще нет значимых «достижений». Патриотизм является витком консервативной идеологии, поэтому и в России при определенном развитии событий он мог бы возродиться. Главное, чтобы у постсоветской России появились свои герои и знаковые события, которые бы стали общенациональными ценностями.
Во всякой империи, вне зависимости от того, сохраняются ли этнические и национальные идентичности, главной идентичностью является государственная — отношение к правителю. В этом смысле в российской империи был доминирующий этнос — православные, так как понятия «русскости» укоренилось лишь на закате империи. Лектор выразил предположение, что русской нации никогда и не существовало: это был союз славянских племен, православные княжества, православная империя, наконец, советское государство. При этом все иноверцы, носители других религий, воспринимались как чужаки — «немцы», «нехристи», «басурмане».
Для Бахметьева очевидно, что властные структуры до сих пор плохо работают с идеологией. Нация пока существует лишь на уровне концепта, построить ее не удалось из-за различий в системе ценностей. Идеологию выстроить тоже пока не получилось, вместо нее — политическая мифология, окруженная стихийной ксенофобией и этнофобией. Хаотичность ценностного восприятия обусловлена тем, что, с одной стороны, наблюдается негативное отношение к внешним мигрантам, с другой стороны, еще большее раздражение вызывают приезжие из других российских регионов. При этом лектор уверен, что распространение популистских идей в России идет достаточно удачно. К тому же федерализм стал принимать мнимую и неадекватную форму. Например, национальные республики давно потеряли тот этнический окрас, который в них закладывался изначально: многие этносы вообще находятся на грани исчезновения. Однако для населения страны более важную роль играет уровень жизни граждан, соблюдение равных прав и возможностей независимо от национальной принадлежности, а не то, какая может быть построена нация и каким образом.
По словам лектора, нация в России на данный момент может быть построена на языке, этносе, образе врага. Любой вариант приводит к несовпадению национальных границ с государственными или вообще радикализации общества. Очевидно, что потенциал строительства нации кроется и в других ценностях. Но вопрос, какие из них достаточно крепки для выстраивания нации, и нужна ли вообще нация в России, остался открытым.
Елена Левина, специально для новостной службы портала ВШЭ
Вам также может быть интересно:
Поисковый запрос: как изучать миграцию с помощью Google-трендов
Число иностранных студентов в России выросло в 6 раз за последние полтора десятилетия, подсчитали эксперты. Многие из тех, кто учится сейчас, хотели бы остаться в стране, выяснили исследователи. Об этом, а также о том, зачем нужно изучать Google-тренды, и многом другом ученые рассказали в своих докладах на секции по проблемам демографии и рынка труда XXIV Ясинской (Апрельской) международной научной конференции НИУ ВШЭ.
Живи там хорошо. Как устроена внутренняя миграция из небольших городов
Свыше половины выпускников школ в российских средних городах собираются поменять место жительства навсегда или надолго. Фактически они потеряны для своих городов, отметили демографы НИУ ВШЭ в докладе по исследованию внутренней миграции. Доклад был представлен на ХХ Апрельской Международной научной конференции в Высшей школе экономики.
Русский след
В Латвии, Эстонии, Казахстане и Киргизии в последние годы сокращалось русское население. Этому способствовали все основные демографические процессы: миграция (репатриация людей в Россию), старение — рост доли пожилых среди русских, а также убыль населения — превышение смертности над рождаемостью. Доцент Института демографии НИУ ВШЭ Владимир Козлов исследовал динамику численности русской диаспоры в четырех странах.
В серой зоне
В России, Франции и Греции внешние неквалифицированные трудовые мигранты невольно поддерживают политику работодателей, сразу помещающих их в серое правовое поле. Исследование в трех странах показало, что иностранные рабочие изначально готовы трудиться полулегально, лишь бы заработать на жизнь. Между тем, их доходы не компенсируют ситуацию социальной уязвимости, в которой они оказались. Статья об этом опубликована в Журнале исследований социальной политики НИУ ВШЭ.
Поступательное движение
На образовательную миграцию влияют исходные данные абитуриентов и уровень жизни в регионах, показали в статье сотрудники Института институциональных исследований НИУ ВШЭ Илья Прахов и Мария Бочарова. Сильные выпускники из образованных и обеспеченных семей в целом чаще поступают в вуз далеко от дома. Но выбор обычно корректирует экономика. Большие зарплаты притягивают учащихся в регион, высокая стоимость жизни — отталкивает.
Де-мобилизация студентов
Межстрановая академическая мобильность молодых людей в мире снижается по двум причинам. Во-первых, государства-поставщики студентов развивают собственные вузы. Во-вторых, страны-экспортеры высшего образования отвернулись от учащихся-иностранцев. В итоге их университеты теряют дополнительные источники дохода, а научным лабораториям не хватает кадров, отмечают эксперты ОЭСР в журнале НИУ ВШЭ «Международное высшее образование».
Работать или протестовать
Чем выше безработица в странах Западной Европы, тем вероятнее социально-политическая дестабилизация. В то время как в Восточной Европе для самого высокого уровня безработицы характерна самая низкая интенсивность антиправительственных демонстраций. Об этом эксперты НИУ ВШЭ рассказывают в статье «Безработица как предиктор социально-политической дестабилизации в странах Западной и Восточной Европы».
Свои среди чужих
У слабых школ есть свой плюс: они помогают детям мигрантов интегрироваться и снимают межэтнические противоречия. Это показало исследование, проведенное среди учеников и педагогов Москвы и Подмосковья. Статья о нем опубликована в журнале НИУ ВШЭ «Демографическое обозрение».
Мигранты от сохи
Ежегодно около 200 тысяч россиян по разным причинам переезжают из сельской местности в городские поселения. А большинство оставшихся трудоспособных жителей не работают в сельском хозяйстве. Исследователи ВШЭ выяснили, что выталкивает сельское население в города.