Китайская пятилетка по-новому: новые приоритеты, «двойная циркуляция» и аккуратная милитаризация
На фоне нарастающей конфронтации с США руководство Китая утвердило план развития страны на 2021-2025 годы. В нем впервые нет конкретных целей по росту ВВП и другим макропоказателям. Главным мотором роста названы инновации, а в числе приоритетов – социалка, безопасность, экология. Об этом говорили на экспертном семинаре «14-я пятилетка: что принятие нового плана означает для Китая и мира?» Центра комплексных европейских и мировых исследований (ЦКЕМИ) ВШЭ.
Традиционно планы развития Китая отличались четкой детализацией, в них указывались контрольные показатели, макропоказатели, подробные данные о намечаемых годовых темпах прироста ВВП, производительности труда, располагаемого дохода, занятости, образования, объемов выбросов, энергоемкости. Однако, в стратегии 2021-2025 годов, одобренной Всекитайским собранием, всего 20 показателей, что в 1,5 раза меньше, чем ранее. Причем многие из них, в том числе темпы роста ВВП, производительности труда и потребления, не конкретизированы, рассказывает заместитель директора ЦКЕМИ Василий Кашин, основной докладчик экспертного семинара. Предполагается, что рост ВВП будет колебаться в пределах 5-6%, но эти цифры не закреплены и могут корректироваться.
Обращает на себя внимание тот факт, что акцент сделан на показатели социальной сферы, в том числе медицины и пенсионной системы, среди приоритетов также экологические параметры.
Новым пунктом стала экономическая безопасность, что характеризует новую стратегию Китая как отражение начала экономической войны с США
С мая 2020 года стало расти число китайских компаний, подвергнутых санкциям. Скандал в Анкоридже, где делегации США и КНР устроили перепалку, подтвердил пессимистические прогнозы внешнеполитической ситуации.
Руководство КПК считает риски торговых войн высокими, что и объясняет отсутствие конкретных цифр, полагает автор доклада.
Однако главное в том, что нынешний план отражает новую концепцию и модель развития, изменение подходов к стратегическим целям. Кроме обеспечения безопасности в числе приоритетом названы инновации, которые, по замыслу руководства КПК, должны стать главным мотором роста. По оценкам Василия Кашина, Китай близок к лидерству в развитии искусственного интеллекта, отдельных квантовых технологиях, но отстает в микроэлектронике и цифровой трансформации экономики. В этих отраслях планируется сконцентрировать огромные ресурсы – построить много предприятий, вложить значительные средства в НИОКР. На социалку сделана ставка как на источник внутреннего роста.
Одновременно Китай намерен изменить свое поведение в экологической сфере. «Озеленение» экономики и промышленности должно привести к модернизации производства, повышению роли услуг
Важную роль в новых планах играет стратегия «двойной циркуляции» – одновременного развития внешнеэкономической деятельности и внутреннего производства и торговли. Иными словами, речь об изоляции не идет, напротив, планируется улучшить систему внешней торговли, продолжать открытие экономики, создавать условия для дополнительных иностранных инвестиций.
Дискуссант Раиса Епихина, старший преподаватель кафедры экономики и экономической географии стран Азии и Африки (ИСАА) МГУ полагает, что после встречи китайской и американской делегаций в Анкоридже надежды на стабилизацию отношений с США развеялись. Сейчас Пекин стремится не позволить Вашингтону создать единый фронт с Европой и Японией. Отчасти эти планы реализованы: в конце 2020 года было подписано соглашение с ЕС об инвестициях. В то же время на односторонние уступки Китай идти не намерен. Недавно в ответ на европейские санкции, введение которых объяснили преследованием уйгуров, Пекин ввел ответные меры против европейских чиновников и депутатов. Такое поведение объясняется выросшей уверенностью китайского руководства в своих силах, считает эксперт.
Василий Кашин напомнил, что переговоры об инвестициях с Европой начались еще в 2013 году, их завершение было делом принципа. В условиях спада китайский рынок очень важен для европейской промышленности. Но соглашение об инвестициях с ЕС не означает снятия ограничений на покупку технологических активов. Это связано не только с давлением США, но и с политикой самого ЕС, опасающегося их перехода в руки Китая.
Раиса Епихина рассказала, что стороны договорились о вложениях Китая в альтернативную энергетику на европейском континенте, в обмен на открытие некоторых сегментов собственной энергетики для европейских инвесторов.
По мнению Василия Кашина, американские компании с началом президентства Байдена начнут уходить из Китая ускоренными темпами, если Конгресс примет решение о геноциде против уйгуров. В то же время, полагает Раиса Епихина, Китай будет продолжать переговоры с Кореей и Японией, продвигать идеи зон свободной торговли. Она прогнозирует восстановление экспорта китайских инвестиций за рубеж.
Китай намерен продолжать развивать инициативу «пояса и пути», считает Василий Кашин. Согласно этой инициативе страны, расположенные в регионе, обладающие уникальными ресурсами, должны расширять сотрудничество. При этом принципы сотрудничества с Узбекистаном и Пакистаном будут отличаться от взаимодействия со странами Восточной Европы.
В энергетике намечена диверсификация поставок нефти и газа, что может положительно сказаться на расширении сотрудничества с Россией. Привлекательность нашей страны как партнера повышается, поскольку трубопроводы идут по суше, их работу, в отличие от поставок с Ближнего Востока, невозможно прервать без военных действий. Это приведет к повышению доли Китая в нашем экспорте, но о критической зависимости можно будет говорить, когда этот показатель будет сопоставим с поставками в страны ЕС.
Раиса Епихина дополнила энергетический раздел комментарием о целевом показателе по выработке электроэнергии на АЭС, что может быть выгодным для нашей страны. Россия также упоминается в разделе по развитию северо-востока Китая, планируется расширение связи Харбина с нашей страной.
Василий Кашин также обратил внимание на новые принципы роста военных расходов.
Раньше военные расходы росли в зависимости от увеличения ВВП, теперь военный бюджет растет быстрее на фоне экономического замедления
Возможно, китайское руководство решило пойти «на аккуратную милитаризацию» экономики. Пока военные расходы составляют около 1,5% ВВП, это меньше, чем в Бразилии, не говоря уже о США.
Раиса Епихина, отмечая новые приоритеты развития Китая, добавила качество жизни и образование. А также тот факт, что в пятилетнем плане есть раздел про города и пространственное планирование, много внимания уделено отдельным регионам.
Василий Кашин подчеркнул, что если прежде планы по инновациям увязывались с ростом всей экономики, то теперь они рассматриваются как ключевой метод повышения конкурентоспособности, изменения модели роста и укрепления возможности государства контролировать общество.