Номинация, придуманная преподавателем ВШЭ, поможет продвижению российских национальных брендов
Высшая школа экономики стала одним из учредителей специальной номинации «Наше наследие» на конкурсе растущих российских брендов «Знай наших» , итоги которого будут подведены в конце февраля на форуме «Сильные идеи для нового времени». Эта номинация предназначена для тех, кто создает продукцию, помогающую переосмыслить наши народные традиции или прочно связанную корнями с местом происхождения. Подать заявку на конкурс можно до 15 января.
Идея номинации «Наше наследие» принадлежит Марии Митлянской, преподавателю Школы философии и культурологии факультета гуманитарных наук НИУ ВШЭ. В прошлом году она вошла в число победителей конкурса идей на форуме «Сильные идеи для нового времени» с проектом «Археономика: экономика наследия», посвященным вовлечению граждан в развитие историко-культурной отрасли.
В основе проекта лежит идея введения истории в привычную повседневность, ее пересечения с экономической стороной нашей жизни. Характерные примеры, когда эту идею удается успешно реализовать, — формирование экономических систем вокруг исторических памятников, как в Выборге, или на основе гастрономических традиций, как в Коломне. Подобных практик в нашей стране должно быть больше.
Проект Марии Митлянской вызвал интерес участников и гостей форума, в числе которых был президент России Владимир Путин. Вскоре вместе с коллегами из НИУ ВШЭ, Агентства стратегических инициатив и Российского военно-исторического общества она приступила к его реализации — на первом этапе речь идет о создании цифровой платформы и мобильного приложения. Кроме того, Мария предложила учредить специальную номинацию «Наше наследие» на конкурсе брендов 2024 года (он входит в программу форума «Сильные идеи для нового времени» наряду с конкурсом идей).
«Историческая проблематика интересует меня в той степени, в какой она актуальна для нашего времени и применима в современной жизни, — говорит Мария Митлянская, недавно защитившая кандидатскую диссертацию по философии истории. — И конечно, речь идет не только об исторических памятниках как туристических объектах. Не менее продуктивным может оказаться развитие отечественных брендов, которые переосмысляют давние традиции и дают им новую жизнь».
Мария досконально изучила тему российских национальных брендов и стала искать такие бренды. Как выяснилось, их используют производители пищевых продуктов, одежды, детских игрушек и т.д. Выпускаются товары, названия которых связаны с местом их происхождения, например оренбургский платок и коломенская пастила.
В ходе обсуждения возможности включения номинации «Наше наследие» в палитру конкурса брендов выяснилось, что похожую номинацию — «Народные промыслы» — предлагает компания Wildberries. И тогда было принято решение об их объединении, так что учредителями номинации «Наше наследие» стали одновременно НИУ ВШЭ и Wildberries.
В данной номинации на конкурс брендов могут быть представлены товары, несущие в себе частицу нашего прошлого (игрушки, предметы интерьера, спортивный инвентарь, национальная одежда, хлеб, выпекаемый в семье по старинному рецепту, и т.д.), а также товары под брендами, наименования которых связаны с местом происхождения этих товаров или географическим названием. Также это могут быть реализованные проекты, например дизайнерские или архитектурные, учитывающие отечественные зодческие традиции.
«Производителем товара, автором проекта может быть и один человек, и большое предприятие, масштаб не имеет значения, — поясняет Мария Митлянская. — Главное — наличие творческой мысли, понимание культуры российского народа или любых этносов, населяющих нашу страну, и эстетическое переосмысление существующей традиции. Если такая продукция выйдет на рынок не только в отдельных регионах, но и в масштабах страны, это будет замечательный тренд».
По ее оценке, число заявок в специальной номинации «Наше наследие» может составить порядка нескольких сотен. Как правило, люди, создающие самобытную продукцию, работают на нишевую аудиторию и не задумываются о глобальном масштабировании, и «это стратегическая ошибка, которую нужно исправлять».
Занявших призовые места ждет общественная и медийная поддержка, призы от партнеров (от НИУ ВШЭ — бесплатное обучение на программе ДПО, посвященной развитию бренда) и возможность реализовать свой проект на новом уровне.
Дмитрий Земцов, проректор НИУ ВШЭ
Проект «Археономика» — это прекрасный синтез трендов современной развивающейся страны и важных задач сохранения традиций и культурного наследия. Проект имеет большой потенциал создать и развить новое направление экономики, имеющее при этом и социальную значимость. Учреждение Вышкой и факультетом гуманитарных наук специальной номинации позволит шире осветить инициативу и найти в разных регионах страны тех, кому, как и нам, близко желание найти действенные способы сохранения культурно-исторического наследия.