• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Выращивая предпринимателей

2 декабря в Высшей школе экономики был проведен первый методический семинар «Опыт развития проектно-учебной деятельности в университете».

Участниками семинара, организованного управлением академического развития ГУ-ВШЭ, стали руководители и работники проектно-учебных лабораторий (ПУЛов) и проектно-учебных групп (ПУГов). Объясняя, почему для стимулирования проектных работ с участием студентов был в свое время предложен необычный формат ПУГов, директор по академическому развитию ВШЭ Мария Юдкевич сказала: «Мы хотели, чтобы было как можно меньше организационных сложностей с созданием проектных подразделений. Чтобы группы были гибким инструментом, чтобы можно было быстро переформатировать состав участников и направление деятельности от одного проекта к другому, не обрастая никакими дополнительными структурами, которые начинали бы на вас давить».

Так как задачей ПУГов и ПУЛов является привлечение студентов к реальной проектной деятельности (вместе со своими руководителями коллективы молодых специалистов выполняют проекты по заказу коммерческих фирм и государственных организаций), работа семинара была разделена на две секции — методическую и бизнес-секцию.

В рамках методической секции речь шла о том, как вовлечь студентов в проектную деятельность, организовать работу группы или лаборатории, интегрировать ее в учебный и исследовательский процесс. Менеджер ПУЛ «Развитие университетов» Дмитрий Семенов, отметив, что основным «собирающим» пространством лаборатории являются ее семинары, выделил четыре ключевых принципа вовлечения студентов в работу: итерационность, многорежимность (помимо семинаров дискуссии проходят на проектных встречах, внешних конференциях, организуются экспедиции), функционализация и интенсивность. Работа в проектах лаборатории не сводится лишь к воспроизведению умений, она должна способствовать наращиванию квалификации студентов.

Заместитель декана факультета государственного и муниципального управления Юрий Плюснин, представляя проектно-учебную лабораторию муниципального управления (ЛМУ), говорил об «обучении наблюдением». Постоянной базой для полевых исследований, практик и школ, проводимых лабораторией, является Угорский муниципальный стационар, но за четыре года работы исследования были проведены в 26 российских регионах и 109муниципалитетах. Учебные полевые исследования, материалы дневников наблюдений и коллекторских семинаров становятся источниками для аналитических публикаций, а также пополняют электронную базу данных ЛМУ.

Заместитель директора Санкт-Петербургского филиала ГУ-ВШЭ Светлана Баронене обратила внимание на «ПУГовские ловушки», то есть организационные и методические проблемы, мешающие эффективной работе проектно-учебных групп. Она отметила, что при наборе в группу трудно оценить потенциал участников и выделить их лучшие навыки, за короткий срок проекта не успевают естественным образом сформироваться коммуникационные нормы в группе. Наконец, существует проблема эффективного использования и развития возникающих по ходу проекта идей, связей и инициатив. Возможно, чтобы «объять необъятное», управление проектно-учебной группой следует рассматривать как социальное проектирование. Тогда необходимо: создавать экспертные банки; разрабатывать мероприятия по запуску новых сообществ и сетевых групп, в рамках которых будут развиваться «побочные» идеи и инициативы; обучать методам управления проектами; «транслировать» опыт пилотных проектов и помогать коллегам в работе над ошибками.

Профессор кафедры менеджмента Санкт-Петербургского филиала ГУ-ВШЭ, руководитель ПУГ «Маркетинговые инновации и исследования» Кирилл Микитьянц в своей презентации рассказал о том, как проектная деятельность группы интегрируется в учебный процесс, отметив, что студенты не должны воспринимать участие в университетских проектах как «временную халтуру», от ответственности за которую можно легко уйти. А его коллега по филиалу, заместитель заведующего кафедрой финансовых рынков и финансового менеджмента Елена Рогова, решение проблемы стабильной и упорядоченной работы проектной группы видит в трансформации возглавляемой ею ПУГ «Исследования корпоративных инновационных систем» в научно-учебную лабораторию.

Бизнес-секция семинара стала, по сути, «витриной» проектных достижений проектно-учебных лабораторий, созданных в различных филиалах Высшей школы экономики. Давид Базоев, сотрудник Лаборатории анализа финансовых рынков ГУ-ВШЭ, рассказал о Студенческом инвестиционном фонде, совместном проекте с ИК «Арбат Капитал», по результатам годового баланса которого компания отберет лучших фондовых аналитиков из числа студентов-участников лаборатории. Некоторые результаты анализа эффективности отделений розничной сети с учетом факторов внешней среды, проводившегося Лабораторией анализа и выбора решений ГУ-ВШЭ, представила на семинаре младший научный сотрудник лаборатории Софья Кисельгоф. Комплексную модель оценки деятельности коммерческого банка создали по заказу «Эллипс банка» участники проектно-учебной группы «Исследование финансовых рынков и финансовых институтов» (руководитель — Светлана Хасянова) в Нижегородском филиале ГУ-ВШЭ. А проектно-учебная группа под руководством доцента кафедры бизнес-аналитики Аркадия Марона разработала по заказу Группы компаний «ИТЕРА» методику применения автоматизированной системы поддержки формирования портфеля проектов компании.

О том, что проектные группы с участием студентов могут не только работать в интересах коммерческих заказчиков, но и становиться соавторами прикладных исследований по заказу российского правительства, говорила директор Института «Центр развития» Наталья Акиндинова. Например, в разработке методов макроэкономической оценки расходов федерального бюджета по заказу Министерства экономического развития РФ участвовала соответствующая проектно-учебная группа. Студенты анализировали мировой опыт оценки фискальных мультипликаторов и разрабатывали расчетный аппарат, позволяющий удовлетворить потребности заказчика в проведении оперативных расчетов.

На круглом столе, завершавшем семинар, речь зашла о фундаментальных проблемах, мешающих развитию прикладных исследований в российских вузах, и об отсутствии инфраструктуры, которая бы связывала инициаторов, исполнителей, заказчиков и инвесторов таких проектов. Заведующий кафедрами маркетинга и венчурного менеджмента Нижегородского филиала ГУ-ВШЭ Эдуард Фияксель рассказал о выстраивании в Нижегородской области «инновационный протокластера», частью которого является лаборатория «Управление инновационными системами».

«Мы все находимся в начале пути, потому что у экономики страны нет инновационного фундамента, инновационной культуры и определения инноваций, практически не существует реальных источников венчурного финансирования, нет эффективной инфраструктуры поддержки инноваций, — констатировал Эдуард Фияксель. — Во всем мире бизнес-инкубаторы составляют ядро «хайтековских» технопарков, у нас этого не понимают. Нет непрерывного потока, позволявшего бы идее превращаться в реальный проект».

Выходом из инновационного тупика может стать как раз создание инновационных кластеров, когда вокруг университетов или предприятий складывается финансовая, научно-образовательная, поддерживающая, информационная инфраструктура и сообщество специалистов.

«Нужно готовить менеджеров для управления инновационными проектами, — продолжил Эдуард Фияксель. — Необходимо создавать информационное поле, которое бы «продвигало» предпринимательство. А у нас пока большинство студентов хотят стать чиновниками. Это нонсенс!»

Ординарный профессор ГУ-ВШЭ Фуад Алескеров, выступавший в качестве заведующего Лабораторией анализа и выбора решений, отметил проблему иного рода — отсутствие доверия между заказчиками и исполнителями проектных работ. Она складывается из трех частей. Во-первых, заказчики банально опасаются утечки информации конкурентам или вовсе в открытый доступ. Во-вторых, нередко возникают вопросы относительно качества выполнения заказа. «От академии, — полагает Фуад Алескеров, — ждут неординарных, прорывных решений, а не набора банальностей для отчета». Наконец, сроки выполнения заказов слишком часто срываются.

Студенты, привлекающиеся к работе над такими проектами, с одной стороны, должны жестко выдерживать расписание работы, а с другой — понимать, что участие в проекте не подменяет учебный процесс. «Университет должен обеспечивать фундаментальное образование, которое позволило бы выпускникам в дальнейшем самим гибко следовать за потребностями рынка», — напомнил Фуад Алескеров.

Но именно это обстоятельство заставило некоторых участников дискуссии задаться риторическим вопросом: «Есть ли жизнь после НУЛа?». Если лучшие исследователи и «проектировщики» неизбежно будут переманиваться коммерческими работодателями, кто же останется на проектной работе в университете?

«Мне кажется, что сама концепция проектно-учебных лабораторий и групп заключается в том, чтобы «выращивать» кого-то для внешнего рынка, — ответила Мария Юдкевич. — Если мы «выращиваем» предпринимателей, людей, которые умеют работать на рынке, этих людей рано или поздно нужно будет отпустить. Они могут с нами сотрудничать, у нас преподавать, заниматься с нашими студентами, но если мы начнем самых лучших людей оставлять у себя, не давать им заниматься собственным делом, это через некоторое время может привести к не самым хорошим последствиям».

Олег Серегин, Новостная служба портала ГУ-ВШЭ
Фото Никиты Бензорука

Вам также может быть интересно:

Вышел новый номер «Окон роста»

Его основная тема — преподавательская надбавка как новый стимулирующий инструмент. Кроме того, из этого номера вы узнаете, какие курсы Центра академического письма Вышки и для кого могут быть полезны, в каком новом антиюбилейном проекте можно принять участие, и прочитаете воспоминания некоторых сотрудников об университете. Вместе с «Окнами роста» выходит 18-й выпуск приложения «География Вышки» с рассказом профессора Школы филологии Миры Бергельсон о воротах Аляски — Анкоридже.

Ярослав Кузьминов представил нового директора кампуса ВШЭ в Нижнем Новгороде и рассказал о перспективах развития вуза

4 июня ректор Высшей школы экономики Ярослав Кузьминов посетил нижегородский кампус НИУ ВШЭ и обсудил с коллегами перспективы развития университета.

Academic writing center: новые курсы

В феврале стартуют новые программы Academic writing center ВШЭ — «Академическое письмо и сопутствующие компетенции» и «Техника презентаций». Комментирует руководитель проекта Женя Бакин.

«Вышка должна быть лучшей, но не превращаться в касту»

В рамках образовательного модуля «Студенты в пространстве академического развития университета», который был запущен в этом учебном году управлением академического развития ВШЭ, студент первого курса МИЭМ Денис Пронин подготовил интервью со старшим преподавателем кафедры математической экономики и эконометрики Генрихом Пеникасом.

«Первокурсники увидели, что наука может быть интересным занятием»

В ноябре состоялась встреча первокурсников и членов кадрового резерва ВШЭ. Она стала финалом образовательного модуля «Студенты в пространстве академического развития университета», который был запущен в новом учебном году в рамках дисциплины «Безопасность жизнедеятельности». О реализации модуля рассказывает советник проректора ВШЭ Татьяна Ишмуратова, а также другие его разработчики и участники.

«Самый мощный двигатель — это интерес»

В рамках образовательного модуля «Студенты в пространстве академического развития университета», который был запущен в этом учебном году управлением академического развития ВШЭ, студент первого курса факультета экономики ВШЭ Олег Рычнев подготовил интервью с научным руководителем «своего» факультета Владимиром Автономовым.

«Мы предложили преподавателям простой и комфортный способ реализации проектов»

2 мая вступило в силу новое Положение о порядке создания и деятельности проектно-учебных групп (ПУГ) в НИУ ВШЭ, согласно которому отменены конкурсные процедуры на создание ПУГ и принцип софинансирования их деятельности со стороны университета. Об этом — в интервью Марины Ступниковой, начальника отдела организации инновационных проектов управления инновационной деятельности ВШЭ.

Открытая встреча «О прикладных исследованиях для "неприкладников"»

25 апреля в Высшей школе экономики прошла открытая встреча с экспертами университета, посвященная прикладным исследованиям, проводимым в ВШЭ, и возможностям включения в них молодых преподавателей и ученых.

«Мониторинг университета» №7

Вышел новый номер бюллетеня «Мониторинг университета», в котором публикуются результаты социологических исследований по проблемам обучения, преподавания и жизни в НИУ ВШЭ.

Автора!

С сентября в Высшей школе экономики увеличивается размер академических надбавок. Об этом рассказывает проректор ВШЭ Мария Юдкевич.